Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

ПКак-то незаметно в головы школьных администраторов проникла и начала укрепляться мысль о том, что родители должны появляться в образовательном учреждении как можно реже. Кандидат педагогических наук Ирина Хоменко в статье «Отношение школы к родителям: попытка классификации» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 1 за 2007 год) приводит целый ряд примеров пренебрежительного отношения школьной администрации к родителям. Вот описание характерного случая. На небольшом школьном крыльце, переступая с ноги на ногу и пританцовывая в попытке согреться (был февраль), толпилась группа пожилых людей. Это были бабушки, встречающие внуков после занятий. Что произошло? Выяснилось, что ситуация обычная: многие уже привыкли и не воспринимали как унижение то, что в школу их не пускают. Но ведь мерзнущих на улице стариков каждый день видели дети! Дети, которых школа учит добру и отзывчивости!
Очевидно, что качество отношений между школой и семьей во многом зависит от того, в какой роли в глазах педагогов выступают родители. Автор предприняла попытку сделать типологию восприятия педагогами родителей по двум основаниям: востребованность родителей как участников образовательного процесса и вид их помощи школе (материальная или нематериальная). Иначе говоря: насколько школа нуждается в родителях как в людях или как в источниках материальных благ либо вообще не нуждается ни в том ни в другом. В результате получилось четыре школьных взгляда на родителей: родители-статисты, родители-спонсоры, родители-инвесторы и родители-партнеры. И оказалось, что анализ отношений образовательного учреждения с семьей может многое сказать не только о родителях, но и о педагогике конкретной школы.

В этом же номере журнала размещена статья А.Пентина «Компетентностный подход и современные учебники: можно ли совместить почти несовместимое?».
Элементы компетентностного подхода уже просматриваются в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Но учебников, рассчитанных на реализацию этого содержания, пока еще нет. Возникает вопрос: что делать тем учителям, кто уже сегодня хотел бы реализовать компетентностный подход?
Ответ автора публикации прост: придумывать учебные задания. Разрабатывать свои (или где-то находить) учебные задачи по материалу все тех же отечественных учебников, но формирующие или тренирующие компетенции. При этом А.Пентин предлагает брать в качестве образцов наработки зарубежных педагогов. Скажем, задания из британского учебника «Science for Public Understanding», которые в ряде случаев легко соотнести с содержанием российских учебников по физике, биологии и другим предметам естествознания.
В публикации описаны типичные учебные задания, которые британские учителя используют для развития информационной, коммуникативной и исследовательской компетентности.

Гигиенисты считают, что суточная потребность в движении учеников младшего школьного возраста в среднем составляет 21–24 тысячи шагов.
Но большую часть времени в школе занимают уроки письма, чтения и математики. Правда, в настоящее время предлагается много методик игрового характера, однако игры отвлекают малышей от основной работы на уроке, поскольку быстро переключиться с игры на работу очень сложно.
Учитель В.Рыбченко в статье «Двигательное поведение и здоровье» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ», № 1 за 2007 год) рассказывает об оригинальном решении этой проблемы посредством дидактических лесенок, которые нарисованы на полу классной комнаты между рядами парт. Лесенки используются непосредственно на уроках. Например, на уроке математики при изучении таблицы умножения ребенок, шагая по этим лесенкам, овладевает навыками устного счета. На уроках чтения лесенки помогают отрабатывать навыки чтения трудных для детей слов. Шагая по ступенькам, ребята сначала проговаривают слова по слогам, а затем целиком. Например: че-ты-рех-гран-ных – четырехгранных; про-ис-шест-ви-е – происшествие; по-ка-зы-вав-ши-е-ся – показывавшиеся.
Автор также предлагает ряд оригинальных приемов и упражнений для снятия утомляемости, тренировки моторики кисти рук, тренировки зрения, профилактики плоскостопия, укрепления мышц ног и улучшения кровообращения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru