Вторая тетрадь
школьное дело |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Идеи для...
Взаимовыручка
На уроке, работая с целым классом, педагог может организовать деловое взаимодействие учеников.
Урок в уроке. Раз в неделю (пару раз в месяц), например, перед контрольной работой учитель выделяет один урок для того, чтобы 5–6 лучших учеников ответили на вопросы менее успешных в предмете одноклассников, порешали с ними задачи, проанализировали тестовые вопросы. Сверстники иногда лучше понимают объяснения друг друга, чем лекции взрослого человека.
Эффект зонтика. При объяснении нового материала необязательно работать фронтально, со всем классом, как бывает обычно. Учитель делит класс на группы и дает двум-трем более слабым группам задания на повторение. А сам объясняет новый материал одной сильной группе. Затем ученики, разобравшиеся в теме, становятся преподавателями для двух-трех своих соседей. Учитель может по мере необходимости подходить к разным парам, отвечать на вопросы, контролировать точность объяснений, вмешиваться, если нужно. Такая работа поможет сильным ученикам глубже разобраться в теме. Ведь ребята наверняка зададут вопросы, которые им самим не приходили в голову. Более слабые ученики выслушают объяснения, предназначенные им лично, смогут задать все вопросы сразу, по ходу, сделать то, на что никогда не хватает времени на лекции.
Как читать учебник
Учебник – важная вещь в образовании, к сожалению, ребята иногда не любят работать с ним. Чтение научной книги требует от них особых навыков, которым никто не учит специально, зато каждый педагог строго спрашивает и обязательно задает прочитать в учебнике. Светлана Арепьева, учитель из города Бийска Алтайского края, придумала целую серию упражнений, помогающих школьникам научиться осваивать нелегкую науку извлечения информации из учебников.
Для начала класс делится на группы. Все читают один и тот же параграф учебника, каждая группа старается придумать самый оригинальный вопрос к прочитанному тексту. Потом команды по очереди задают вопросы, остальные, естественно, отвечают. Призы раздаются и за активные ответы, и за неожиданные вопросы.
Это задание можно видоизменять из урока в урок, чтобы ребята не заскучали. Например, команды придумывают вопрос о какой-нибудь незначительной мелочи, едва упомянутой в тексте. Так обнаруживаются самые внимательные читатели.
Еще вариант: группа составляет вопросы так, чтобы, отвечая на них, пришлось рассказать весь параграф. Количество вопросов нужно оговорить заранее. Потом каждая команда предлагает свою цепочку вопросов (ее можно закрепить на доске и снимать листочки по мере появления ответов), а класс проверяет, действительно ли вся информация требуется при ответах или половина упущена.
По тексту ребята с удовольствием составляют рисованный конспект (по рисунку, символу на каждый абзац, обязательно без слов!), затем устраивается конкурс таких символических конспектов. Можно предложить команде нарисовать каждый символ на отдельном листке и передать соперникам листочки в беспорядке. Пусть те попробуют собрать и объяснить предложенную последовательность. Потом интересно будет поговорить, выяснить, какие ассоциации скрывались за неровными кружочками и смешными плачущими человечками.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|