Вторая тетрадь
школьное дело |
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
Куда ведет
элективный курс
Вместо того чтобы решать особые образовательные задачи,
чаще всего он направлен на закрепление базового материала
и подготовку к ЕГЭ
С самого начала курсы по выбору задумывались как проводник современных методик и технологий образования. Предполагалось, что элективы будут нацелены на обретение универсальных умений: способности свободно излагать и обосновывать свою точку зрения, искать и анализировать информацию, успешно решать различные проблемы и конфликты…
Но пока что на деле все выходит иначе.
Идея элективов самая, пожалуй, притягательная среди «фишек» профилизации. Некоторые эксперты считают даже, что учебные курсы по выбору – это «новые горизонты школьного образования». Но почему такое внимание уделяется именно элективам?
До последнего времени вся отечественная школа работала по единому учебному плану. Теперь же у школьников появляется право выбирать не только факультативы, но и обязательное содержание образования. К тому же сама необходимость принять такое ответственное решение, перед которой оказывается девятиклассник, сама по себе мощный педагогический ресурс.
Недавно Институт содержания и методов обучения РАО провел анализ учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения.
Согласно Концепции профильного обучения примерное соотношение объемов базовых, профильных и элективных составляет соответственно 50, 30 и 20 процентов. Оказалось, что на практике доля элективных курсов – в лучшем случае 15–18 процентов. Как правило – 9–11 процентов. Нередко – и того меньше.
По замыслу идеологов профилизации за счет элективного компонента школа могла бы решить важные образовательные задачи. Например, помочь ученику утвердиться или отказаться от сделанного им выбора (так называемые пробные курсы), увидеть многообразие видов деятельности, связанных с выбранной образовательной областью (ориентационные курсы), удовлетворить естественный интерес к какой-то области знаний, которая отсутствует в традиционном учебном плане (общекультурные курсы).
В реальности же большинство введенных элективов закрепляют базовый и профильный предметный материал либо нацелены на подготовку к ЕГЭ. В отдельных случаях элективные курсы просто заменены базовыми учебными предметами в расширенном объеме.
Почему так произошло?
На наш взгляд, можно выделить несколько основных причин.
Первая кроется в организации самой реформы. Возьмем для примера совместный проект министерства и Национального фонда подготовки кадров «Элективные курсы в профильном обучении». Была проделана колоссальная работа: проведены два тура основного «Конкурса учебных материалов для обеспечения занятий по вариативному компоненту БУПа», дополнительный конкурс, отобраны 58 программ элективных курсов-победителей. Большая часть этих программ вошла в сборники, которые были разосланы в региональные органы управления образованием и методические центры. И что на выходе?..
– Об опыте апробации созданных
элективов в школах нам ничего не известно, – отвечает эксперт конкурса НФПК Олег Лебедев. – К тому же освоить новый современный учебный курс учителю непросто. Для этого педагогу надо пройти обучение на специальном семинаре. Но такие семинары не проводились.
По логике вещей обеспечением всех условий реализации подобных проектов должно заниматься Министерство образования и науки.
– Но министерство даже не включило элективы в Федеральный перечень рекомендованной учебной литературы, – досадует бывший координатор программы НФПК, заместитель директора по развитию издательства «Вита-Пресс» Мария Земерова. – А региональные чиновники в своих решениях, как правило, ориентируются на указку сверху.
Существуют организационные проблемы и внутри школы. Прежде всего встает вопрос: где взять деньги? К примеру, в Санкт-Петербурге элективные курсы в школе могут быть оплачены из бюджета лишь при условии, что курс выбрали не менее 12–13 человек.
Вторая причина неудачи с элективами – в снижении качества образования.
– Школа плохо справляется даже с обучением основным предметам на базовом уровне, – говорит заместитель руководителя научно-образовательного центра издательства «Просвещение» Ольга Логинова. – По данным мониторинга Центра оценки качества образования, более половины старшеклассников не усваивают базу русского языка. В старшей школе учителя вынуждены прикладывать массу усилий на компенсацию этих пробелов.
Добавим: и потом еще – на подготовку к тестам ЕГЭ. Ни на что другое времени не остается. Теоретически, конечно, хорошо бы пройти курс «Основы производственного дизайна» или «Теория знаний и критическое мышление», но педагогам попросту не до того.
Третья причина, затрудняющая вхождение элективов в школьное образование, заключается в том, что образовательное сообщество до сих пор плохо понимает конечный смысл профилизации.
Проведенное в 2005–2006 годах социологами Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования исследование показало, что 39 (!) процентов школьных управленцев и 48 (!) процентов учителей города считают себя недостаточно информированными о целях и задачах предпрофильной подготовки и профильного обучения. А еще 4 процента учителей полагают, что они вообще не имели такой информации.
И это Санкт-Петербург! А что говорить о глубинке?..
В то же время в отдельных школах управленцы и педагоги отмечают положительные эффекты перехода школы на профильное обучение, связывая их с разработкой профильных учебных программ и элективных курсов.
По всей видимости, элективы действительно являются мощным образовательным ресурсом. Но чтобы задействовать его в полную силу, нужно, чтобы действия федеральных управленцев, региональных руководителей, экспертного сообщества и педагогов были согласованы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|