Вторая тетрадь
школьное дело |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР
По результатам исследований
…Установлено, что профессиональное самоопределение школьников не представляет собой какого-то отдельного процесса, оно непосредственно включено в общий процесс развития человека и напрямую связано с осмыслением жизни вообще.
…Изучалось влияние специальных курсов на профильное самоопределение школьников. Оказалось, этот процесс определяют не курсы, а естественное созревание таких умений, как выделение качества из поступков людей, обобщение и осмысление особенностей своего поведения и качеств своей личности, постановка целей деятельности. А начинается этот процесс только на границе подросткового и юношеского возрастов.
…Лишь для 12% выпускников влияние школы оказалось хоть сколько-нибудь значимым при выборе профессии.
…По результатам мониторинга 55% педагогов, которые прошли обучение по курсу «Профориентация», профориентационную работу в школе не ведут, что говорит об истинном отношении общеобразовательных учреждений к проблеме.
…Обследование 396 школ трех центральных областей России показало, что даже в профильном обучении формируются преимущественно исполнительские навыки, в то время как решающими факторами профессионального самоопределения следует считать базовый уровень образованности, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, коммуникативные умения и навыки.
…В группе старшеклассников массовой школы уровень самоуважения очень низкий – 30% от стандартной нормы, зато очень высоки уровень конфликтности и ожидание положительного отношения. Это мешает детям развивать навыки самоанализа, саморуководства и целеполагания.
…В подростковом возрасте определяющее значение имеет общение со сверстниками. Оно способствует саморегуляции и самоидентификации человека. В силу недостатка опыта взаимодействия с другими и рефлексии 15% молодых людей оказываются не готовыми к жизненному самоопределению и стремятся к уходу из реальности: в виртуальный мир, эзотерику, идефикс.
…У старшеклассников-мигрантов уровень доверия к себе очень низок. Но, не доверяя себе, они испытывают острую потребность в том, чтобы им доверяли. Невнимание к этому обстоятельству является важнейшей причиной растущей дезадаптации подростков-мигрантов.
…Жизненный выбор – это образец реального поведения, в котором отражается мировоззрение человека. Подростки понимают: в современном обществе самореализация, возможность выразить себя в профессии – это риск. Каждый пятый опрошенный больше всего опасается остаться без работы, каждый второй – не справиться с материальными трудностями.
…Ценностные ориентации современных подростков таковы: менее значимы мудрость, творчество, независимость и все группы альтруистических ценностей (счастье других, чуткость); более значимы деловая и экономическая активность, прагматизм.
…Профессиональные ценности выпускников элитных школ и общеобразовательных разные. Первые выдвигают высокие требования к содержанию труда: интересная работа; вторые – к уровню оплаты.
По материалам научно-практической конференции «Психология образования», декабрь 2006 года
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|