Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 

Материал подготовлен при участии
Алексея СМОЛЯНИНОВА,
Натальи ЗДОБИНОЙ,
заместителей директора МОУ
Караваевской средней школы
Костромская область

Выбрать свой вариант, создать свою модель

Рекомендации по организации профильного обучения в сельской школе

Профильное обучение вводится в большинстве школ.
И далеко не везде это происходит гладко. Трудности испытывают даже традиционно успешные школы в крупных городах.
А что уж говорить о сельских.
Половина из них совсем невелики и не имеют параллельных классов, особенно в старшей школе.
Многие школы расположены далеко (или очень далеко) от райцентра, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного образования. Это означает,
что специалисты оттуда не смогут преподавать в профильных классах.
Ни для кого не секрет и то, что финансирование скудное, материально-техническая база оставляет желать лучшего, а компьютерные классы есть далеко не везде.
Сельские школы испытывают нехватку учебно-методической литературы по профилю, учителя слабо представляют себе как содержание, так и форму этой новой для себя работы. Нагрузка возрастает многократно: разная подготовка к базовым и профильным урокам, отсутствие соответствующих учебников и толковой информации.
А составление расписания вообще превращается в подвиг.
Как же при всех этих трудностях организовать в сельской местности профильное обучение? Перед вами, конечно, лишь общий взгляд на проблему, и принципы изложены самые общие. Но ведь приступая к новому делу, мы непременно должны представить сначала картину в целом.

Предмет или профессия?

Одну из трудностей для сельских школ составляет выбор профилей. Концепция профильного обучения дает право организовывать как предметно-ориентированные, так и профессионально ориентированные классы.
Предметно-ориентированные предполагают углубленное изучение блока учебных предметов. Например: гуманитарный, естественно-научный, физико-математический профили. Старшеклассники в этом случае не получают ориентации на конкретную профессиональную сферу, зато приобретают большую возможность поступления в вузы, где предусмотрены вступительные экзамены по соответствующим предметам.
В профессионально ориентированных классах спецкурсы ориентированы на конкретную профессиональную сферу. Там ученики подробнее знакомятся с предполагаемой профессией и даже получают начальные профессиональные знания и навыки, могут попробовать себя в профессии. Примером таких классов могут быть психолого-педагогические, социально-педагоги­ческие, медицинские, управленческие, юридические, экономические, сельскохозяйственные, культурологические, кадетские.
Сельским школам независимо от наличия параллельных классов предоставлено право иметь от одного до четырех профилей: гуманитарный (филологический, исторический, социально-педагогический, психолого-педагогический, художественный, художественно-эстетический); естественно-научный (географический, биологический, химический, медицинский); физико-математический (физический, математический); технико-технологический (сельскохозяйственный, компьютерные технологии, сервисный, технический, декоративно-прикладной); социально-экономический (экономический, социологический, правовой); физкультурно-оздоровительный (валеологический, физкультурно-спортивный); военный (правоохранительный, кадетский).

Формы организации

В зависимости от наполняемости, ресурсов школы, возможности сотрудничества с соседними школами формы профильного обучения можно варьировать. Профильный класс и профильная группа могут состоять из учеников одной или нескольких окрестных школ. Возможно и индивидуальное обучение учеников по специальной программе.
Формируя профильные группы, можно использовать различные варианты:
1. Ученики одного класса делятся на тех, кто интересуется гуманитарными, естественно-научными, физико-ма­тематическими и технологическими предметами.
2. В школе, не имеющей параллельных классов, объединяются 10–11 классы, и из них создаются разновозрастные профильные группы.
3. В профильную группу собираются ученики из разных школ района.
Как пример рассмотрим подробнее первый вариант: в единственном в школе 10 классе может быть выделена группа детей, интересующихся гуманитарными предметами (профильная гуманитарная группа). Для этой группы добавляется дополнительное время на изучение литературы. В результате в школе реализуется двухуровневая программа, включающая базовую и углубленную подготовку.
Создание двухуровневой программы и соответственно учебника по литературе (для углубленной подготовки) продиктовано характерным противоречием современной сельской школы: районные, школьные и домашние библиотеки плохо укомплектованы методической литературой, но при этом нужно дать ученикам, интересующимся гуманитарными предметами, соответствующее образование, чтобы выдержать вступительные экзамены в вуз наравне с городскими школьниками.
Учитывая, что в малочисленной средней школе выбор разных профилей в одном классе ограничен, необходимо в разнопрофильных группах использовать вариант объединения одноименных учебных предметов. К примеру, ученики, выбравшие технологический и естественно-математический профили, могут изучать совместно русский язык, литературу, информатику. Ученики группы технологического профиля дополнительно изучают информатику в объеме трех часов в неделю, в то время как естественно-математическая группа изучает химию в объеме трех часов (или биологию, или географию, или математику в объеме одного часа).
При создании профильных групп в одном классе часы, отводимые на элективные курсы, целесообразно использовать на профильное обучение.

Блоки и модули

Профильные предметы, обязательные для изучения, определяются школой. При этом сельская школа, избравшая, к примеру, сельскохозяйственный профиль как единственный, должна учитывать интересы своих учеников, имеющих другие жизненные планы, и сделать их обучение более привлекательным.
Компенсаторную функцию в этом случае могут выполнять элективные курсы, содержание которых может выходить за рамки базовых и профильных курсов. К примеру, ландшафтный дизайн, цветоводство, агротуризм, землеустройство, хранение и переработка продуктов, страхование в аграрном секторе. Трудности в реализации таких курсов могут быть связаны с отсутствием кадров, готовых к их проведению, возможностей финансирования. Для оплаты труда этих специалистов можно использовать ставки педагогов дополнительного образования. Некоторые школы привлекают специалистов местного агробизнеса на условиях спонсорской помощи.
Учебный план можно строить по блочно-модуль­ному принципу, то есть в структуре каждого профиля целесообразно выделять общеобразовательный (обеспечивающий ЗУНы по предметам), абитуриентский (подготовка к вступительным экзаменам) и профориентационный (знакомство с профессией, соотнесение ее со своими возможностями) модули.
Программы спецкурсов включают и такие блоки, как диагностический, психолого-педагогический, социально-педагогический, а также профессионально ориентированную практику.
Содержание профильного обучения в сельской школе может быть полностью построено на модульной основе. Причем предметы могут интегрироваться. Особенно актуален такой подход для разгрузки содержания курсов профессионального обучения (если школа выходит на такой уровень). В частности, вопросы агротехнологий можно изучать в курсах биологии, химии, физики.
В учебном плане по любому профилю необходимо предусмотреть предметные факультативы (2–3 часа), так как всегда нужно учитывать интересы ребенка: он может перейти в школу с другим профилем или изменится набор предметов при поступлении в вуз. Задача предметных факультативов состоит в том, чтобы развивать способности детей в интересующей их области знаний.
Проведение предметных факультативов в сельских школах сегодня связано только с использованием часов школьного и ученического компонентов БУПа. Это происходит оттого, что классы маленькие и невозможно набрать группу в 15 человек.

В зависимости от возможностей

Сельская школа может выбрать удобный для детей и педагогов вариант организации профильного обучения. Их несколько.
Вариант 1. В школе единственный профиль – технико-технологи­ческий сельскохозяйственной направленности. Он ориентирован на начальную профессиональную подготовку. Внутри этого варианта тоже есть разные возможности: школа или самостоятельно ведет профессиональную подготовку (на основе лицензии), или сотрудничает с учреждениями начального профессионального образования.
Вариант 2. Профиль тот же, но ориентирован на среднее или высшее профессиональное обучение учеников.
Вариант 3. Здесь школа тоже реализует единственный профиль, но он не связан с сельскохозяйственным образованием.
Вариант 4. Школа многопрофильная. Один – сельскохозяйственный с ориентацией на получение рабочих профессий (к примеру, тракторист-машинист).
Вариант 5. Профилей несколько, но ни один из них не связан с сельским хозяйством. В этом случае возможно применение технологий «косвенного обучения», когда самостоятельная исследовательская и поисковая деятельность основана на сельскохозяйственном материале.
Сельские школы, не имеющие параллельных классов, чаще всего выбирают первый и второй варианты. Иногда в небольшой школе существует общеобразовательное направление без выделения отдельных профилей, а сельскохозяйственную подготовку дети получают в образовательной области «Технология» или в процессе изучения общеобразовательных предметов (через индивидуальную творческую и исследовательскую деятельность).
Если же в школе достаточная наполняемость старших классов и можно выделить несколько профилей (хотя бы два), то один из профилей может быть сельскохозяйственным, а на втором профиле сельскохозяйственная подготовка организована, как в предыдущем варианте.

Модели профильного обучения

В зависимости от выбранного варианта профильного обучения ваша школа будет строить работу по одной из следующих моделей.
I модель предполагает существование в школе одного, максимум двух профильных классов, которые создаются с учетом реальных возможностей школы и выявленных образовательных запросов старшеклассников и их родителей. Довольно распространен вариант выбора учениками и родителями технологического (сельскохозяйственного) профиля.
II модель – это когда в школе несколько профилей. Структура и содержание профилей основаны на индивидуальном выборе школьниками учебных предметов, обязательных для изучения (общеобразовательных, профильных, спецкурсов), из числа предлагаемых школой, в том числе и их нетрадиционные сочетания. Модель предназначена для школ, где количество учеников позволяет выделить не менее трех профилей и есть соответствующим образом подготовленные педагогические кадры.
III модель подходит для специализированных художественных, спортивных, музыкальных школ, которые работают по собственным учебным планам. Там ученики получают раннюю профильную ориентацию и профессиональную подготовку в соответствии со своими способностями. По этой же модели работают агрошколы, агролицеи – сельские школы, специализирующиеся на сельскохозяйственной подготовке.
IV модель наиболее приемлема для сельских средних малочисленных школ. Ее особенность состоит в том, что каждый ребенок обучается по индивидуальному плану, составленному при участии учителя и согласованному с родителями и администрацией. Школа предлагает ученику набор общеобразовательных, факультативных и элективных курсов. Можно использовать и набор модулей различной профильной направленности. В рамках этой модели возможно частичное включение в профильное обучение начального профессионального образования с постепенным переходом к пятой модели.
V модель ориентирована на приобретение рабочей квалификации без специального профессионального образования (строители, продавцы, токари, слесари, работники связи, рабочие массовых профессий сельского хозяйства). Такое профильное обучение может быть интегрировано с начальным профессиональным образованием. Профильное обучение может быть разноуровневым: ориентированным на быстрое вхождение в трудовую деятельность или на продолжение образования в учреждениях среднего или высшего профессионального образования.
В идеале пятая модель предоставляет возможность каждому старшекласснику создать собственную образовательную траекторию освоения всех учебных дисциплин. Для сельских школ эта модель интересна тем, что позволяет предложить ученикам два варианта сельскохозяйственной подготовки: на уровне рабочих массовых профессий и на уровне специалистов с высшим и средним образованием.
VI модель может быть реализована в форме заочного (очно-заочного) обучения на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного и профессионального образования, учреждений повышения квалификации работников образования.
Особенность этой модели – профильные классы, состоящие из учеников разных школ района. Заочная школа, созданная на базе крупной сельской школы, как правило, тесно связана с учреждением высшего профессионального образования. Такая модель оптимальна для района, в котором значительное число средних школ имеют малочисленный состав учеников.

Другие документы и рекомендации по организации профильного обучения в сельской школе можно найти на сайте школы:
www.kosnet.ru/~ipkar


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru