Вторая тетрадь
школьное дело |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Материал подготовлен при участии
Алексея СМОЛЯНИНОВА,
Натальи ЗДОБИНОЙ,
заместителей директора МОУ
Караваевской средней школы
Костромская область
Выбрать свой вариант,
создать свою модель
Рекомендации по организации профильного обучения в сельской школе
Профильное обучение вводится в большинстве школ.
И далеко не везде это происходит гладко. Трудности испытывают даже традиционно успешные школы в крупных городах.
А что уж говорить о сельских.
Половина из них совсем невелики и не имеют параллельных классов, особенно в старшей школе.
Многие школы расположены далеко (или очень далеко) от райцентра, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного образования. Это означает,
что специалисты оттуда не смогут преподавать в профильных классах.
Ни для кого не секрет и то, что финансирование скудное, материально-техническая база оставляет желать лучшего, а компьютерные классы есть далеко не везде.
Сельские школы испытывают нехватку учебно-методической литературы по профилю, учителя слабо представляют себе как содержание,
так и форму этой новой для себя работы. Нагрузка возрастает многократно: разная подготовка к базовым и профильным урокам, отсутствие соответствующих учебников и толковой информации.
А составление расписания вообще превращается в подвиг.
Как же при всех этих трудностях организовать в сельской местности профильное обучение? Перед вами, конечно, лишь общий взгляд
на проблему, и принципы изложены самые общие. Но ведь приступая
к новому делу, мы непременно должны представить сначала картину
в целом.
Предмет или профессия?
Одну из трудностей для сельских школ составляет выбор профилей. Концепция профильного обучения дает право организовывать как предметно-ориентированные, так и профессионально ориентированные классы.
Предметно-ориентированные предполагают углубленное изучение блока учебных предметов. Например: гуманитарный, естественно-научный, физико-математический профили. Старшеклассники в этом случае не получают ориентации на конкретную профессиональную сферу, зато приобретают большую возможность поступления в вузы, где предусмотрены вступительные экзамены по соответствующим предметам.
В профессионально ориентированных классах спецкурсы ориентированы на конкретную профессиональную сферу. Там ученики подробнее знакомятся с предполагаемой профессией и даже получают начальные профессиональные знания и навыки, могут попробовать себя в профессии. Примером таких классов могут быть психолого-педагогические, социально-педагогические, медицинские, управленческие, юридические, экономические, сельскохозяйственные, культурологические, кадетские.
Сельским школам независимо от наличия параллельных классов предоставлено право иметь от одного до четырех профилей: гуманитарный (филологический, исторический, социально-педагогический, психолого-педагогический, художественный, художественно-эстетический); естественно-научный (географический, биологический, химический, медицинский); физико-математический (физический, математический); технико-технологический (сельскохозяйственный, компьютерные технологии, сервисный, технический, декоративно-прикладной); социально-экономический (экономический, социологический, правовой); физкультурно-оздоровительный (валеологический, физкультурно-спортивный); военный (правоохранительный, кадетский).
Формы организации
В зависимости от наполняемости, ресурсов школы, возможности сотрудничества с соседними школами формы профильного обучения можно варьировать. Профильный класс и профильная группа могут состоять из учеников одной или нескольких окрестных школ. Возможно и индивидуальное обучение учеников по специальной программе.
Формируя профильные группы, можно использовать различные варианты:
1. Ученики одного класса делятся на тех, кто интересуется гуманитарными, естественно-научными, физико-математическими и технологическими предметами.
2. В школе, не имеющей параллельных классов, объединяются 10–11 классы, и из них создаются разновозрастные профильные группы.
3. В профильную группу собираются ученики из разных школ района.
Как пример рассмотрим подробнее первый вариант: в единственном в школе 10 классе может быть выделена группа детей, интересующихся гуманитарными предметами (профильная гуманитарная группа). Для этой группы добавляется дополнительное время на изучение литературы. В результате в школе реализуется двухуровневая программа, включающая базовую и углубленную подготовку.
Создание двухуровневой программы и соответственно учебника по литературе (для углубленной подготовки) продиктовано характерным противоречием современной сельской школы: районные, школьные и домашние библиотеки плохо укомплектованы методической литературой, но при этом нужно дать ученикам, интересующимся гуманитарными предметами, соответствующее образование, чтобы выдержать вступительные экзамены в вуз наравне с городскими школьниками.
Учитывая, что в малочисленной средней школе выбор разных профилей в одном классе ограничен, необходимо в разнопрофильных группах использовать вариант объединения одноименных учебных предметов. К примеру, ученики, выбравшие технологический и естественно-математический профили, могут изучать совместно русский язык, литературу, информатику. Ученики группы технологического профиля дополнительно изучают информатику в объеме трех часов в неделю, в то время как естественно-математическая группа изучает химию в объеме трех часов (или биологию, или географию, или математику в объеме одного часа).
При создании профильных групп в одном классе часы, отводимые на элективные курсы, целесообразно использовать на профильное обучение.
Блоки и модули
Профильные предметы, обязательные для изучения, определяются школой. При этом сельская школа, избравшая, к примеру, сельскохозяйственный профиль как единственный, должна учитывать интересы своих учеников, имеющих другие жизненные планы, и сделать их обучение более привлекательным.
Компенсаторную функцию в этом случае могут выполнять элективные курсы, содержание которых может выходить за рамки базовых и профильных курсов. К примеру, ландшафтный дизайн, цветоводство, агротуризм, землеустройство, хранение и переработка продуктов, страхование в аграрном секторе. Трудности в реализации таких курсов могут быть связаны с отсутствием кадров, готовых к их проведению, возможностей финансирования. Для оплаты труда этих специалистов можно использовать ставки педагогов дополнительного образования. Некоторые школы привлекают специалистов местного агробизнеса на условиях спонсорской помощи.
Учебный план можно строить по блочно-модульному принципу, то есть в структуре каждого профиля целесообразно выделять общеобразовательный (обеспечивающий ЗУНы по предметам), абитуриентский (подготовка к вступительным экзаменам) и профориентационный (знакомство с профессией, соотнесение ее со своими возможностями) модули.
Программы спецкурсов включают и такие блоки, как диагностический, психолого-педагогический, социально-педагогический, а также профессионально ориентированную практику.
Содержание профильного обучения в сельской школе может быть полностью построено на модульной основе. Причем предметы могут интегрироваться. Особенно актуален такой подход для разгрузки содержания курсов профессионального обучения (если школа выходит на такой уровень). В частности, вопросы агротехнологий можно изучать в курсах биологии, химии, физики.
В учебном плане по любому профилю необходимо предусмотреть предметные факультативы (2–3 часа), так как всегда нужно учитывать интересы ребенка: он может перейти в школу с другим профилем или изменится набор предметов при поступлении в вуз. Задача предметных факультативов состоит в том, чтобы развивать способности детей в интересующей их области знаний.
Проведение предметных факультативов в сельских школах сегодня связано только с использованием часов школьного и ученического компонентов БУПа. Это происходит оттого, что классы маленькие и невозможно набрать группу в 15 человек.
В зависимости от возможностей
Сельская школа может выбрать удобный для детей и педагогов вариант организации профильного обучения. Их несколько.
Вариант 1. В школе единственный профиль – технико-технологический сельскохозяйственной направленности. Он ориентирован на начальную профессиональную подготовку. Внутри этого варианта тоже есть разные возможности: школа или самостоятельно ведет профессиональную подготовку (на основе лицензии), или сотрудничает с учреждениями начального профессионального образования.
Вариант 2. Профиль тот же, но ориентирован на среднее или высшее профессиональное обучение учеников.
Вариант 3. Здесь школа тоже реализует единственный профиль, но он не связан с сельскохозяйственным образованием.
Вариант 4. Школа многопрофильная. Один – сельскохозяйственный с ориентацией на получение рабочих профессий (к примеру, тракторист-машинист).
Вариант 5. Профилей несколько, но ни один из них не связан с сельским хозяйством. В этом случае возможно применение технологий «косвенного обучения», когда самостоятельная исследовательская и поисковая деятельность основана на сельскохозяйственном материале.
Сельские школы, не имеющие параллельных классов, чаще всего выбирают первый и второй варианты. Иногда в небольшой школе существует общеобразовательное направление без выделения отдельных профилей, а сельскохозяйственную подготовку дети получают в образовательной области «Технология» или в процессе изучения общеобразовательных предметов (через индивидуальную творческую и исследовательскую деятельность).
Если же в школе достаточная наполняемость старших классов и можно выделить несколько профилей (хотя бы два), то один из профилей может быть сельскохозяйственным, а на втором профиле сельскохозяйственная подготовка организована, как в предыдущем варианте.
Модели профильного обучения
В зависимости от выбранного варианта профильного обучения ваша школа будет строить работу по одной из следующих моделей.
I модель предполагает существование в школе одного, максимум двух профильных классов, которые создаются с учетом реальных возможностей школы и выявленных образовательных запросов старшеклассников и их родителей. Довольно распространен вариант выбора учениками и родителями технологического (сельскохозяйственного) профиля.
II модель – это когда в школе несколько профилей. Структура и содержание профилей основаны на индивидуальном выборе школьниками учебных предметов, обязательных для изучения (общеобразовательных, профильных, спецкурсов), из числа предлагаемых школой, в том числе и их нетрадиционные сочетания. Модель предназначена для школ, где количество учеников позволяет выделить не менее трех профилей и есть соответствующим образом подготовленные педагогические кадры.
III модель подходит для специализированных художественных, спортивных, музыкальных школ, которые работают по собственным учебным планам. Там ученики получают раннюю профильную ориентацию и профессиональную подготовку в соответствии со своими способностями. По этой же модели работают агрошколы, агролицеи – сельские школы, специализирующиеся на сельскохозяйственной подготовке.
IV модель наиболее приемлема для сельских средних малочисленных школ. Ее особенность состоит в том, что каждый ребенок обучается по индивидуальному плану, составленному при участии учителя и согласованному с родителями и администрацией. Школа предлагает ученику набор общеобразовательных, факультативных и элективных курсов. Можно использовать и набор модулей различной профильной направленности. В рамках этой модели возможно частичное включение в профильное обучение начального профессионального образования с постепенным переходом к пятой модели.
V модель ориентирована на приобретение рабочей квалификации без специального профессионального образования (строители, продавцы, токари, слесари, работники связи, рабочие массовых профессий сельского хозяйства). Такое профильное обучение может быть интегрировано с начальным профессиональным образованием. Профильное обучение может быть разноуровневым: ориентированным на быстрое вхождение в трудовую деятельность или на продолжение образования в учреждениях среднего или высшего профессионального образования.
В идеале пятая модель предоставляет возможность каждому старшекласснику создать собственную образовательную траекторию освоения всех учебных дисциплин. Для сельских школ эта модель интересна тем, что позволяет предложить ученикам два варианта сельскохозяйственной подготовки: на уровне рабочих массовых профессий и на уровне специалистов с высшим и средним образованием.
VI модель может быть реализована в форме заочного (очно-заочного) обучения на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного и профессионального образования, учреждений повышения квалификации работников образования.
Особенность этой модели – профильные классы, состоящие из учеников разных школ района. Заочная школа, созданная на базе крупной сельской школы, как правило, тесно связана с учреждением высшего профессионального образования. Такая модель оптимальна для района, в котором значительное число средних школ имеют малочисленный состав учеников.
Другие документы и рекомендации по организации профильного обучения в сельской школе можно найти на сайте школы:
www.kosnet.ru/~ipkar
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|