Вторая тетрадь
школьное дело |
Доплату за профиль
никто не гарантирует
Говорят, учителя образовательное законодательство не знают. Может быть, но несправедливость чувствуют очень тонко.
Учитель из Амурской области пишет нам:
«За работу в профилях нет никакой доплаты, хотя вести их не каждый может. Одинаково стоят и элективы, за которыми нет никакого контроля, и обычные уроки по базовому плану, за которыми контроль строгий, и углубленное изучение предмета, требующее высокой квалификации. Почему? Ответственность-то разная!»
Все правильно. В письме написано о том же, о чем в статье 2 Трудового кодекса РФ: «Запрет дискриминации. Равная оплата за равный труд».
На особенность труда в профильных классах указывает Концепция профильного обучения, утвержденная приказом Минобразования от 18 июля 2002 г. № 2783: «Учитель профильной школы обязан быть специалистом высокого уровня, соответствующего профилю и специализации своей деятельности». Но не только. Он «должен обеспечивать вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, то есть уметь проектировать индивидуальные образовательные траектории». Он отвечает за «практическую ориентацию образовательного процесса, то есть владеет проектно-исследовательскими и коммуникативными методами обучения (интерактивными, деятельностными)». Он же осуществляет «завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования».
Надо сказать, Министерству образования еще 5 лет назад предлагалось инициировать вопрос о возможности аттестации педагогов профильной школы по 15 разряду ЕТС, однако соответствующие изменения в порядок получения разрядов внесены не были. Теперь же, после выхода в свет Модельных методик новой системы оплаты труда работников ОУ, эта идея потеряла актуальность.
По новой методике за работу в профилях будут… поощрять. «Поощрительные выплаты по результатам труда (премии)» будут выплачиваться за счет стимулирующей части фонда оплаты труда ОУ по представлению руководителя.
И хотя неизвестно, наскребет ли школа в новых условиях стимулирующую часть в размере 30% от общего фонда оплаты труда (вспомним надтарифный фонд), поощрять за профили в первую очередь будут завучей: в списке поводов для их поощрения есть графа «Организация предпрофильного и профильного обучения». А вот в учительском списке нет такой графы. Есть «Выполнение программ углубленного и расширенного изучения предметов». И еще есть красноречивая сноска: «Учителей, соответствующих таким требованиям, не более 5–10% высшей категории и не более 25–30% первой категории». Это уже намек на ограничения: мало ли что можно назвать «углубленным и расширенным изучением» и мало ли как решит директор…
Определенность есть в одном: работа в профилях и над профилями будет и впредь расцениваться как работа, не входящая в должностные обязанности работника, и оплачиваться как компенсация. Или не оплачиваться вовсе.
Утверждается, что «представляемый вариант модельных методик является результатом обсуждения и анализа опыта регионов по данным вопросам и учитывает предложения экспертов». Успокаивают нас и тем, что это, мол, еще не нормативно-правовое решение, а инструктивно-методическое.
Только кто ж поверит…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|