Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2007
Первая тетрадь
политика образования

РЕПОРТАЖ
 

Наталья КЛЮЧАРЕВА

Программное дело

Директора судят за нелицензионные копии Windows, установленные на компьютере
за 9 месяцев до того, как их привезли в школу

В начале января в Верещагинском районном суде Пермского края начались судебные слушания
по беспрецедентному делу. Директор школы села Сепыч Александр Поносов обвиняется в использовании нелицензионных компьютерных программ. По данным прокуратуры, Александр Поносов нанес корпорации «Майкрософт» ущерб в 266 тысяч 596 рублей 63 копейки. На директора школы заведено уголовное дело по статье 146 УК РФ. Ему грозит до пяти лет лишения свободы.
Органы управления образованием – как районные, так и краевые – не спешат выступить в защиту Александра Поносова. Ведь если признать, что пиратские программы стоят практически на всех школьных компьютерах, как оно и есть на самом деле, то придется искать средства на централизованные закупки лицензионных дисков.
А денег на это ни в районном, ни в краевом бюджетах нет.
Кроме того, у чиновников, ударными темпами проводящих информатизацию, нет времени, чтобы заниматься еще и программным обеспечением. Поднимать этот вопрос – значит портить отчетность, за которую, по их признанию, с них строго спрашивает Москва.

В деле Поносова фигурируют 12 компьютеров, поступивших в Сепычевскую школу в августе 2005 года. На новых машинах были установлены все необходимые программы. Это не показалось странным ни директору, ни учителю информатики. Компьютеры распаковали, установили в классе и стали на них работать.
В Сепычевской школе никому даже в голову не могло прийти, что на оборудовании, поставкой которого занимается государство, могут быть какие-то незаконные программы. А различать лицензионные и пиратские диски Александр Поносов, по его признанию, научился только во время следствия.
Кстати, незнание в этом случае практически освобождает от ответственности. По Уголовному кодексу необходимым признаком состава данного преступления является прямой умысел: то есть лицо, использующее нелицензионную программу, должно «осознавать общественную опасность своих действий, предвидеть неизбежность причинения ущерба правообладателю и желать этого».
Представители районной прокуратуры приехали в Сепычевскую школу в мае 2006 года. Проверяющие добросовестно переписали в протокол ярлыки с рабочего стола. После чего объявили директору, что на компьютерах установлены нелицензионные программы и пользоваться ими нельзя. Александр Поносов подписал расписку, в которой обещал выполнить требования прокуратуры.
Однако ученикам Сепычевской школы еще предстояло сдавать экзамен по информатике. Поэтому директор, подписав официальную бумагу, неофициально попросил проверяющих не срывать учебный процесс. Прокурорские работники согласились не изымать жесткие диски до конца учебного года.
Казалось бы, ситуацию удалось уладить. Александр Поносов не придал происшедшему большого значения. Директору школы довольно часто приходится иметь дело с различными проверками (пожарная инспекция, СЭС), которые находят массу нарушений, выносят предписания, а затем уезжают восвояси, отлично понимая, что денег на выполнение всех требований закона нет ни у районных властей, ни тем более у самой школы.
К тому же следователь Виталий Старков, взявший под контроль это дело, неоднократно уверял Александра Поносова, что ни прокуратура, ни корпорация «Майкрософт» к школе претензий не имеют, их цель – найти тех, кто установил «пиратские» копии.
Уже на первом этапе расследования стало ясно, что это было сделано не в школе. При проведении технической экспертизы обнаружилось, что пиратские программы установлены в ноябре 2004 года – за 9 месяцев до появления компьютеров в Сепычевской школе.
Однако найти виновных вне стен учебного заведения верещагинским следователям не удалось. Поставка шла из Перми. Причем не через краевое министерство образования, а через УКС (Управление капитального строительства) Пермского края. Оборудование поставлялось на новостройку: 1 сентября 2005 года было завершено строительство нового здания Сепычевской школы. По документам УКС компьютеры проходили одной строкой с партами и стульями. О программном обеспечении нигде не упоминалось.
Следователи два раза пытались закрыть дело «за отсутствием виновного лица». Однако районный прокурор Александр Троянов дал им совет «рассмотреть ответственность конечного пользователя».
Троянов не скрывает, что получил из краевой прокуратуры разнарядку на шесть уголовных дел по «пиратству». И вот в ноябре 2006 года директору Сепычевской школы позвонил следователь и сообщил, что отвечать за нелицензионные программы, стоявшие на подаренных государством компьютерах, придется самому Поносову.
Обоснование обвинения было простым: использование нелицензионных дисков – это нарушение закона. А по должностной инструкции за соблюдение законодательства на территории школы несет ответственность директор.
Прокуратура Верещагинского района постаралась максимально «раскрутить» дело. Директора Сепычевской школы судят по самой серьезной (третьей) части 146 статьи УК РФ: «Незаконное использование объектов авторского права, совершенное в особо крупном размере».
Следствие утверждает, что сельские школьники, пользовавшиеся пиратскими программами, нанесли самому богатому человеку в мире Биллу Гейтсу ущерб в размере 266 тысяч рублей.
В то же время, когда Александр Поносов задумал купить на школьные компьютеры лицензионные диски (те же программы в том же количестве), это обошлось всего в 45 тысяч. Оказалось, что корпорация «Майкрософт» делает большие скидки образовательным учреждениям.
Но районные прокуроры посчитали ущерб без всяких скидок. Ведь 45 тысяч – это даже не уголовное, а административное правонарушение.
Однако осенью директора трогать не стали, только периодически дергали в райцентр на допросы. Александр Поносов предполагает, что притормозить ход следствия попросили районные власти. Подходили сроки сдачи второй очереди строительства школы. Было ясно, что без Поносова довести дело до конца не получится. Предыдущие директора пытались построить новое здание в течение 30 лет.
Планировалась еще и третья очередь – большой школьный стадион. Но глава района Юрий Старков вдруг заявил, что детям лучше заниматься физкультурой на природе. Теперь школьники бегают кросс по буеракам вокруг деревни, а в Верещагине начали строить новое здание районной администрации.
Александр Поносов неоднократно во всеуслышание говорил, куда ушли школьные деньги. И планировал бороться за продолжение прерванного строительства. Возможно, в этом одна из причин того, что директор Сепычевской школы все-таки оказался на скамье подсудимых.
Еще одна деталь: в районах, подобных Верещагинскому, где нет больших городов, самые крупные пользователи – это госорганы, на которые, конечно, никто не станет подавать в суд, и школы. Во всех остальных организациях – от силы по 2–3 компьютера, этого для открытия уголовного производства недостаточно.
– Нет никакой гарантии, что завтра то же самое не случится и с другими школами района, – признается заместитель начальника Верещагинского районного управления образования Валентина Белозер. – Но мы за это не в ответе. Поставкой компьютеров занимаются вышестоящие инстанции. Надо, конечно, контролировать, какие программы там установлены. Но у нас нет на это полномочий. Неизвестно вообще, кто за это отвечает. Нам остается только недоумевать, почему нам поставляют некачественное оборудование.
В другие школы Верещагинского района тоже приезжала прокурорская проверка. Но все директора, кроме неудобного Поносова, оказались заранее предупреждены.
– Вот в Ильинскую школу, – рассказывает жена Поносова, Валентина, – позвонили вечером накануне проверки. У директора нашлись знакомые в прокуратуре. Так у них ученик успел съездить в Пермь, купил лицензионные диски. И за ночь они все переустановили.

Когда стало известно, что на директора Сепычевской школы заведено уголовное дело, Александр Поносов оказался в полной изоляции. Ни районное управление образования, ни министерство образования Пермского края, ни глава района, ни депутаты – никто не вступился за опального директора.
А в селе Сепыч вникать в юридические и компьютерные тонкости тем более не стали. Жители рассуждают по старинке: судят – значит, виноват. Александра Поносова за победу над школьным долгостроем еще недавно почитали чуть ли не народным героем. А теперь смотрят косо: «Проворовался, начальник!»
Даже адвоката пришлось искать в Перми. В родном Верещагине защищать Поносова никто не решился.
– Назначенный судом адвокат сказал: «Виноват – кайся», – вспоминает Александр Поносов. – Я обратился к другому верещагинскому адвокату. Тот сначала был настроен уверенно. Говорил: «Невиновность полная!» А потом начал избегать встреч, не отвечал на звонки, постоянно болел. Позиция его изменилась: «Оправдательного приговора не добиться, вина очевидна». Из разговора с ним в середине декабря я понял, что уже есть договоренность меня засудить.
Адвокаты и просто добрые люди наперебой предлагали Поносову заключить с корпорацией «Майкрософт» мировое соглашение. Цена вопроса колебалась от 60 до 120 тысяч рублей в зависимости от того, какой процент брали себе посредники. Таких денег у директора школы, разумеется, не нашлось.
Выписанный из Перми адвокат Владимир Бобровский первым делом попытался отвести удар от своего подопечного. Он заявил, что директор школы не является собственником компьютеров и ПО. Формально собственник, а следовательно, и пользователь программного обеспечения – управление образования Верещагинского района. Ему и отвечать.
Но прокуратура решила иначе. Никого из образовательных чиновников не привлекли к делу даже в качестве свидетелей.
По словам Владимира Бобровского, при ближайшем рассмотрении дело расползается по швам. Грубые ошибки при подсчете ущерба, хаос в документах, несовпадение дат.
Остается единственное реальное обвинение: после прокурорской проверки в школе какое-то время еще продолжали работать на компьютерах. Чувствуя, что все остальные пункты легко оспорить, прокурор теперь делает особый упор именно на этом факте. Ведь неофициальное разрешение доучить детей, полученное от сотрудницы прокуратуры, к делу не пришьешь.
Следующее заседание суда назначено на 29 января.

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что в защиту Александра Поносова наконец-то выступило государственное ведомство. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) распространило официальное заявление, в котором говорится, что агентство готово за счет внебюджетных средств возместить ущерб корпорации «Майкрософт» в случае предъявления претензий к директору Сепычевской школы. Как отмечается в заявлении, «агентство является ярым поборником борьбы с интеллектуальным пиратством», однако считает своим долгом вступиться за Александра Поносова.
– Вряд ли директора сельской средней школы можно считать главным интеллектуальным пиратом в нашей стране, – подчеркнул руководитель Роспечати Михаил Сеславинский.
Что касается Министерства образования и науки РФ и других профильных ведомств, то они по-прежнему никак не комментируют ситуацию вокруг Сепычевской школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru