Первая тетрадь
политика образования |
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Образовательное законодательство:
какие новшества обещает нынешний год
Об этом рассказывает первый заместитель председателя
Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин
В Государственной думе началась весенняя сессия.
На повестке дня – поправки
в Закон «Об образовании»
и в Закон о «Высшем
и послевузовском образовании», законопроект об образовательных стандартах, другие законодательные акты, касающиеся образования.
– Прежде чем говорить о перспективах, хотелось бы узнать, как вы оцениваете законодательную работу Думы в сфере образования в прошлом году?
– Неоднозначно. С одной стороны, был принят позитивный закон о бюджетном обучении солдат-контрактников. С другой – Дума отклонила законопроект о дополнительных государственных гарантиях реализации прав граждан на образование. Был провален и законопроект, приравнивавший работников образования к государственным служащим по оплате труда и социальным гарантиям. А вот законопроект о введении ЕГЭ одобрение депутатов получил.
– На март назначено второе чтение законопроекта «Об основных положениях, о порядке разработки и утверждения государственных образовательных стандартов общего образования». Но, как известно, министерство совместно с Общественной палатой готовит свой законопроект о стандартах, концепция которого во многом противоречит думскому…
– Это вопрос регламента: пока в Госдуме на рассмотрении находится один законопроект, другой на ту же самую тему вносить нельзя. Впрочем, законопроект о стандартах, который планируется рассмотреть во втором чтении, меня не устраивает. Он полностью выхолощен и ничего не даст ни учителям, ни директорам школ, ни родителям. В какой-то мере от него выиграют только управленцы, для которых прописан ряд правил по разработке и утверждению государственных стандартов общего образования. Так что этот закон можно сравнить с паровозом для машиниста, а не для пассажиров.
Напомню, что первое чтение законопроекта о стандартах состоялось 13 июня 2002 года. За это время из него исчезли очень важные положения. Например, условия для осуществления образовательной деятельности, которые предполагалось включить в структуру стандарта. Депутаты комитета третьего созыва четыре года пытались пробить эту идею, но Минфин и Правовое управление президента ее так и не одобрили.
Может быть, Минобрнауки удастся отразить ее в альтернативном законопроекте. Но поскольку школы в основном финансируются из бюджетов субъектов РФ, если появится такой закон, регионы будут вправе потребовать, чтобы затраты на нужды образования учитывались в федеральных трансфертах.
Другое предложение Минобрнауки – исключить из структуры стандарта минимальное содержание образования, заменив его требованиями к уровню подготовки учащихся – мне представляется вредным. Это будет означать, что каждая школа будет учить примерно одному и тому же, но совершенно в разные сроки и в разных формах.
Правда, мне известно, что чиновники намерены регулировать ситуацию посредством обязательных образовательных программ (сегодня в школах действуют примерные). Но тогда под лозунгом «Долой стандарт, давай свободу!» будет происходить прямо противоположное: обязательная программа регламентирует образовательный процесс намного жестче, чем стандарт, предполагающий вариативность.
– В примерной программе законопроектной работы Госдумы на весеннюю сессию не значатся законопроекты о специальном образовании (образовании детей с ограниченными возможностями здоровья); об установлении многоуровневой системы высшего образования. Какова дальнейшая судьба этих законопроектов?
– В законопроекте о специальном образовании трудность – в финансовом обосновании; в нем прописаны условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Расчет затрат на эти цели достаточно сложен. Мы сотрудничаем с разными структурами, и как только эта работа будет завершена, мы готовы представить законопроект на рассмотрение Госдумы.
Что касается многоуровневой системы образования, я рад, что обсуждение этого документа в ближайших планах не значится.
С моей точки зрения, нынешняя редакция Закона «О высшем и послевузовском образовании» ничем не мешает вузу самостоятельно ввести бакалавриат и магистратуру.
А новый законопроект предусматривает обязательный переход на многоступенчатую систему обучения. Исключение делается лишь для ряда вузов, у которых сохранится право на традиционную непрерывную подготовку специалистов в течение пяти лет.
Список «исключительных» вузов, по замыслу авторов законопроекта, должен формироваться в Минобрнауки и утверждаться правительством. Не факт, что чиновник лучше образовательного сообщества понимает, за кем сохранить такое право. А между вузами, лишенными свободы выбора, развернется борьба за то, чтобы попасть в заветный список.
– На пленарном заседании 10 января некоторые депутаты высказывали опасения по поводу сокращения бюджетных мест в вузах. В тот же день Комитету по образованию и науке было поручено разобраться в этом вопросе…
– Сокращение бюджетных мест продолжается: в прошедшем учебном году эта цифра составила около 4,5%, в текущем и следующем – более 10%, и в итоге мы потеряем 25% за три последних года.
А через четыре-пять лет мы недосчитаемся 750 тыс. бюджетных мест в вузах. Добавлю к этому, что в России количество студентов, которые обучаются на коммерческой основе, уже сегодня составляет 55%, в Германии – только 5%.
Еще раз напомню, что в минувшем году Госдума голосами фракции «Единая Россия» отклонила подготовленный мною и другими депутатами законопроект о дополнительных государственных гарантиях реализации прав граждан на образование.
Дело в том, что в связи с принятием ФЗ №122 было отменено положение ст.2 Закона «О высшем и послевузовском образовании», согласно которому запрещалось сокращать бюджетные места в вузах. Тогда мы предупреждали, к каким последствиям это приведет. Но от наших прогнозов отмахивались.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|