Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена |
Литература для подростков
В разных странах существуют свои программы поддержки молодежного книгоиздания и способы работы с молодежной читательской аудиторией
2007год объявлен в России Годом чтения. Такое решение
принял Российский книжный союз. «По количеству издаваемых книг, по состоянию сельских библиотек Россия стала подниматься», – заявил его глава Сергей Степашин.
Впрочем, согласно недавнему опросу только 23% россиян
считают себя активными читателями.
Так как же в действительности обстоит дело с чтением
в нашей стране? Может быть, падение интереса к книге лишь проявление общемировой тенденции? Об этом некоторые материалы сегодняшней четвертой тетради.
Принято думать, что современные подростки совсем не читают. Встревоженные этим взрослые, главным образом издатели и писатели, проводят обсуждения и советы, решая, как вернуть России статус самой читающей в мире страны.
Издательство «Самокат», специализирующееся на детских и подростковых книгах, организовало международный круглый стол на тему «Литература для подростков: кому и почему это выгодно?».
Участниками обсуждения стали норвежский романист Юстейн Гордер, шведская писательница Аника Тор и директор молодежного книжного магазина Жозе Ларте-Жефар из Франции. Они рассказывали о том, как обстоят дела с литературой для подростков в их странах.
Приглашенные на встречу российские педагоги и писатели предлагали свои варианты поддержки чтения и развития молодежного книгоиздания.
Норвегия. У норвежской молодежной литературы – самая долгая история. Книги, ориентированные на подростков, стали появляться здесь уже сто лет назад. Сегодня писать и печатать книги для молодежи в Норвегии не только престижно, но и выгодно.
Норвежское правительство поддерживает как писателей, так и издателей. Например, есть закон, по которому 550 экземпляров каждой вышедшей в свет книги для молодежи покупает государство. А потом бесплатно распространяет в школьные библиотеки.
Норвегия – страна небольшая, средний тираж – тысяча экземпляров. То есть издатель, приступая к публикации книги для подростков, всегда знает, что как минимум половина тиража будет куплена.
Кроме того, издания, ориентированные на молодых читателей, не облагаются НДС. Писателей государство поддерживает стипендиями и грантами. Если человек задумал написать или перевести книгу для подростков, он пишет заявку и получает
деньги, на которые живет все то время, пока работает над рукописью.
Кроме того, в Норвегии регулярно выходят в свет специальные антологии для школ. Произведения, представленные в этих антологиях, адресованы учителям, преподающим не литературу, а другие предметы, в том числе и дисциплины естественно-научного цикла. В этих художественных произведениях затрагиваются вопросы физики, биологии, географии, истории. Такие антологии помогают педагогам разнообразить урок. А дети привыкают много читать.
Норвегию на «круглом столе» представлял Юстейн Гордер, автор романов для подростков.
– Считается, – сказал он, – что надо писать на темы, якобы интересующие подростков: секс, алкоголь, наркотики. – Но это не так. Литература должна помочь подростку выработать собственное отношение к основным вопросам человеческой жизни. Она должна быть экзистенциальной, а не развлекательной. И для сохранения национальной культуры очень важно, чтобы молодые люди обсуждали экзистенциальные проблемы на материале книг, написанных на их родном языке и об их соотечественниках.
Швеция. Отличительная черта шведской ситуации – это тесный контакт автора и его молодых читателей. Шведские писатели считают личную переписку с публикой едва ли не более важным и ответственным делом, чем собственно литературный труд. А книги, в свою очередь, часто являются ответом или продолжением переписки с читателями.
В выходных данных каждой книги для подростков публикуется адрес электронной почты автора. Подростки адресуют своим любимым писателям, как правило, очень длинные проникновенные письма, где поднимают важные темы, которые по каким-то причинам не могут обсудить с родителями и друзьями.
Школы и детские библиотеки часто организуют встречи с писателями. Все расходы берут на себя муниципалитеты, которые по шведским законам обязаны следить, чтобы в каждой школе состоялись хотя бы две такие встречи.
Кроме того, все писатели, работающие для подростков, входят в Шведскую академию детской книги, которая постоянно проводит семинары в регионах для учителей и библиотекарей. Это помогает им лучше ориентироваться в современной литературе для подростков. К тому же на таких семинарах писатель может обсудить с учителем, как лучше изучать его книгу в школе, на что стоит сделать акцент, какие вопросы обсудить.
Существенное отличие от России состоит в том, что в Швеции нет обязательной программы по литературе. Книги в школьные библиотеки закупаются по усмотрению библиотекаря, а учителя-словесники сами определяют, какие произведения обсуждать с детьми.
Шведская писательница Аника Тор, пишущая книги для подростков, рассказала о том, какие темы можно обсуждать с молодыми читателями:
– Писатель не должен бояться говорить о сложных и неоднозначных проблемах. Возраст читателя не помеха, даже наоборот. Неправильно думать, будто болезненные вопросы, будоражащие взрослое общество, нельзя обсуждать с подростками. С ними можно обсуждать все. Единственное отличие от литературы для взрослых – это тон. И еще одно обязательное условие: хотя бы один герой должен быть ровесником читателя.
Франция. Во Франции литература для подростков появилась не так давно: в 70-е годы XX века. В первую очередь на нее обратили внимание бизнесмены. Владельцы книжных магазинов объединились и превратили просвещение молодежи в очень прибыльное дело.
По словам представлявшей Францию Жозе Ларте-Жефар, главная особенность подростковой литературы в том, что она в отличие от классики говорит с молодежью о мире, в котором они живут.
Первые молодежные романы на современную тематику пользовались просто бешеным спросом у подростковой аудитории. Учителя и библиотекари поняли, что именно с помощью таких книг можно вернуть подрастающему поколению интерес к чтению.
Французские педагоги стали объединяться для поиска талантливых авторов. В это же время (спрос рождает предложение) по всей стране начали открываться книжные магазины, специализировавшиеся именно на подростковой литературе. А директора книжных магазинов создали ассоциацию, занимавшуюся вопросами распространения подростковых книг.
Потом представители книжного бизнеса объединились со всеми заинтересованными лицами и стали работать вместе с учителями, издателями и библиотекарями.
Сейчас система взаимодействия уже отлажена. Сотрудники книжных магазинов регулярно проводят в школах презентации новых книг. Кроме того, ассоциация книжных магазинов издает несколько журналов для учителей и библиотекарей, в которых знакомит их с новинками и дает методические рекомендации по изучению новых книг с детьми.
Французские учителя долго боролись с попытками органов управления образованием составить список книг, обязательных для изучения в школе. В итоге договорились, что список будет рекомендательным, а выбирать из него будут сами дети и педагоги.
Россия. Нашу страну «на круглом столе» представляли учителя литературы, издатели и писатели. Представители издательства «Самокат» говорили о кризисе подросткового чтения, пытаясь понять, насколько перспективно осваивать именно эту нишу книгоиздания. Нужны ли современным российским подросткам книги? И если нужны, то какие? Учителя, приглашенные на обсуждение, высказывали неожиданные мысли.
– Для меня не существует отдельного понятия: современная подростковая литература, – заявил учитель литературы одной из московских школ Сергей Волков. – Нет литературы современной и несовременной, детской и взрослой. Есть литература хорошая и плохая. Есть хорошая книга и умение учителя с ней работать. А еще есть множество плохих книг. Поэтому не дай бог у нас, как в Норвегии, примут закон, чтобы каждую вышедшую книгу рассылать в школьные библиотеки! И не дай бог примут закон, чтобы 50% или 20% школьного времени учитель был обязан отдавать изучению современной литературы для подростков! Потому что учителя не умеют с ней работать! Да и, честно говоря, эту литературу надо бы еще проверить временем, а уже потом идти с ней к ребенку.
Коллегу поддержала учительница литературы Римма Храмцова. По ее мнению, кризис детского чтения состоит не в том, что школьники перестали читать, а в том, какие книги они читают и чем это может обернуться.
– Читателя мы скорее всего не потеряем. Мы сейчас теряем другое, – считает Римма Храмцова. – Знаете, что мне один мальчик написал в сочинении?! «Я хочу читать книги, не нарушающие моего психологического комфорта». Развитию такого отношения способствуют и родители. Они звонят в школу с очень странными просьбами: «Нельзя ли не читать произведения, которые плохо кончаются? У ребенка от них начинаются психологические проблемы, он не может уснуть, вы заставляете его переживать!»
Но ведь цель литературы именно в этом! А современные дети ищут в чтении комфорта. И рынок откликается на это желание, предлагая именно такую литературу. То, что подростки не читают, это миф. Они читают очень много. Но вы посмотрите, что это за чтение! Сказки и фэнтези – все то, что не заставляет лично сопереживать герою, а уводит от реальности, как компьютерные игры.
Станут ли современные подростки читать «некомфортные» книги? Писательница Екатерина Мурашова, лауреат премии «Заветная мечта» за 2006 год, считает, что станут:
– По своей основной профессии я психолог. Я работаю с подростками из неблагополучных семей. Так вот, это неправда, что наши дети деградируют, что мы стоим на пороге какой-то катастрофы, как у нас любят говорить. Нет! Наши дети умны и прекрасны. Им не хватает только одного: чтобы на них обратили внимание. Пока это делают только шоу-бизнес и реклама. С ними говорят про жвачку и кока-колу – и они откликаются. Но они готовы откликнуться на все. И если с ними заговорить о милосердии и
любви – они откликнутся с еще большей охотой! Только пока с ними никто об этом не разговаривает. В подростке видят только человека потребляющего и не видят человека мыслящего. В этом главная беда. Не в них. А в нас.
Подводя итог беседе, главный редактор издательства «Самокат» Ирина Балахонова призвала учителей, писателей, журналистов и издателей объединиться в ассоциацию (как это было сделано во Франции) и решать проблемы развития подростковой литературы сообща.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|