Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2007
Третья тетрадь
детный мир

ПОЧТИ СВЯТОЧНАЯ ИСТОРИЯ
 

Александр ПОЛОННИКОВ

Как мы с ребятами нечистую силу изгоняли

А начиналось все так

В оздоровительном детском лагере в качестве психолога я оказался случайно. С необозначенными, а значит, с бесчисленными функциями.
Очень быстро я погрузился в сытую, ленивую лагерную жизнь со всей надлежащей атрибутикой: тягомотиной утренних зарядок, обязаловкой массовых мероприятий и, само собой разумеется, бурной вожатской ночной жизнью.
Во всей этой благоустроенности особенно поражали дети. Своим видом они напоминали пенсионеров из ближайшего дома отдыха.
На вопрос о том, как им тут живется, малыши важно отвечали, что лагерь хороший, питание разнообразное, спальни уютные, а вот вечерние дискотеки могли бы быть и более продолжительными. Словом, тоска.
И вот эта болотистая жизнь неожиданно была взорвана происшествием, которое буквально поставило все с ног на голову. В лагере объявилась нечистая сила!
Начиналось все так. На одной из вечерних планерок-педсоветов старший воспитатель сделал замечание студентке-практикантке. Та возмутилась, оттолкнула физрука, который случайно оказался у нее на пути, и побежала прочь из лагеря, готовившегося ко сну... Только и всего, но на следующий день по лагерю разнесся странный слух. Будто бы за Антуанеттой Петровной гнался черт!

Тревожный слух

Встревоженные дети стали расспрашивать вожатую, как это было, и Антуанетта охотно и ярко описывала своего преследователя, черта. Его облик с каждой версией рассказа дополнялся новыми подробностями, пока не оформился в некий симбиоз котенка с поросенком.
Никто из взрослых, в том числе и я, не придал этому значения, между тем событие продолжало развиваться по своим собственным законам.
Вот слух чуть тлеет, и кажется, что скоро совсем погаснет. Но в самый последний момент неожиданно вспыхивает с чудовищной энергией взрыва, и уже весь лагерь только им живет, только про него и говорит, только через него понимает и оценивает все, что происходит.
В лагере – эпидемия страха. За одну ночь все окна, столы, стены, двери – словом, все плоскости были расписаны странными знаками: крестами, какими-то хитроумными окружностями и ромбами, которыми наши воспитанники защищали себя от вездесущей нечистой силы.
Педагогический персонал застигнут врасплох. Дети ходят только группами, в кроватях спят по двое и по трое, двери в палатах на ночь баррикадируют. Во всем, что их окружает, они видят опасность или подвох.

То ли котенок, то ли поросенок

Что делать в этой ситуации? Найти разумный выход. Так учит нас научное мировоззрение, которым мы травмированы со школьной скамьи. Никакой нечистой силы нет, нужно просто объяснить неразумным детям, как надо правильно понимать то, что произошло.
В первой же комнате, которая попалась мне на пути, я битый час объяснял малышам происхождение таинственных следов на столе и за шкафом.
Это никакой не черт, а халтурная работа маляров и штукатуров, следы от плохо процеженного мела, от старой кисти, роняющей щетину. А мне в ответ приводились новые доказательства существования черта. И чем упорнее я был в своих опровержениях, тем безнадежнее становилось мое положение.
О том, что научное мировоззрение терпело поражение в столкновении с бешеной энергией суеверия, говорили все мои коллеги. Вести о нечистой силе полетели из лагеря к родителям напуганных детей, те испугались не меньше. Начальник лагеря снова собрал всех
на – десятое за день! – совещание, призывая педагогов сделать хоть что-нибудь. Впервые на лицах воспитателей появилась растерянность. А ночью… Черт лез в окна, стучал в двери, царапал бетонные подвалы, ухал в лесу.

Охотники за привидениями

Как и многие мои коллеги, я ломал голову над тем, что предложить детям в этой конкретной обстановке. Память услужливо подбрасывала стандартные решения: тренинговые группы «общение–отношения», дискуссионный клуб, публичная лекция. Но я понимал, что все это не то. Не та ситуация в лагере.
Появлялись смутные интуитивные ощущения: рисунки-страшилки… сообщество тех, кто хочет бояться вместе… охотники за привидениями. Пожалуй, «Охотники за привидениями»! Хорошо знакомое детям по телепередаче название.
Оно соберет детей, которые действительно боятся, и просто любопытных. Это во-первых. Всем участникам сразу задается активная роль борца с нечистой силой. Это во-вторых. Тогда, если получится, возникнет эффект конструктивной добровольной консолидации разных по возрасту и по интересам детей. Это в-третьих. Для начала немало.
Но если все же хоть кто-то придет, то что с ними делать? Все придуманное мной сводилось к простой формуле: «Пусть выговорятся».

Серьезные намеки

Вот с этим, мягко говоря, скудным запасом я и вышел на сцену актового зала, произнося такие слова: «Я, дети, ученый. В чертей и чудеса не верил и не верю».
И тут неожиданно падает стул, и мои бумаги, лежащие на нем, разлетаются по всей сцене. Зал в растерянности, но первые зоркие ряды заметили веревку на ножке стула и уже кричат: «Обман, веревка!»
«Да, веревка, возможно, была. Но кто ее привязал к ножке стула? Кто потянул? Не я же?» Зал солидарен со мной. Я предлагаю пройти за занавес добровольцу. Никакого злоумышленника там не находится: никого!
Я достаю из толстой папки собственные доказательства бесчинств нечистой силы: разрезанные шнурки, перечеркнутые страницы рукописей, перепачканные клеем газеты. Потом говорю: «Терпеть дальше такие издевательства я не собираюсь и объявляю войну нечистой силе. Кто со мной?»
Клубок из снов и обид
Через час я в очередной раз за эти несколько дней страдал от растерянности и бессилия. Около сотни «охотников за привидениями» от семи до двенадцати лет собрались в указанном месте.
Перебивая и отталкивая друг друга, они приводили все новые и новые факты, подтверждающие реальность нечистой силы.
Упорядочить обсуждение было невозможно. Круг охотников за привидениями кипел и перемешивался, говорили со всех сторон одновременно, хватали меня за рукава, наступали на ноги.
Мне рассказывали обиды и сны, описывали события в лагере и в деревне у бабушки, пересказывали мультфильмы и семейные предания. Все это нужно было пережить. И то, что часть детей рвалась тут же рассчитаться с нечистой силой, и эта часть все время отталкивала и перебивала ту, которая рассказывала…

Формула спасения

В то время я еще не читал очерков Л.Н.Толстого о Яснополянской школе и абсолютизировал свое положение. Толстой, который также работал с детской стихией, знал из опыта, что первый всплеск активности малышей нужно просто пережить, переждать. Затем сами собой возникают эффекты самоорганизации и упорядоченности. Именно так все и произошло.
Утром ко мне пришли все и даже еще больше. Но я их уже не боялся. За ночь мне удалось как-то сгруппировать детские стремления и выразить их в языке действия.
Мы создаем группы следопытов – для обследования аномальных зон на территории лагеря. Группу разведчиков посылаем искать «самые настоящие свидетельства» господства нечистой силы.
Группа картографов будет рисовать карту-схему необычных явлений. Следователи опросят свидетелей, которые столкнулись в эти дни с чем-то необычным. Инициативные в это время будут разрабатывать систему испытаний для охотников за привидениями, придумают знаки отличия. В каждой действующей группе свои лидеры. За дело!

Соломенный символ

После обеда мы все вместе сооружаем из соломы и веток, разного мусора огромного бутафорского черта, в которого, по общепринятой версии, должна вселиться бестелесная и оттого разъяренная нечисть. К вечеру все готово к ритуальному сожжению черта, к ознаменованию окончательной победы детского сообщества над нечистью.
Мы поем сочиненный кем-то днем гимн охотников за привидениями, слушаем рассказы о работе групп, рассматриваем находки, сортируем собранные детьми удивительные предметы.
Их оказалось невероятное множество, в пору музей открывать. Тут и оранжевая стекляшка, и железка с отпечатком когтистой лапы, и льдинка, найденная под крышей спального корпуса (это в жару-то!), перышки, необычной формы шишки – словом, много-много всякой всячины, может, и обычной в других условиях, но в нашей ситуации значительной, символичной.

Разноцветные доказательства

Ровно в девять над костровой площадкой поднимается огромный столб черно-желтого дыма. В его очертаниях кто-то успел заметить силуэт взлетающего в ночное небо черта.
Толпа охотников ликует: «Мы спасли лагерь от ужасного нашествия!» И вот уже делегация готовится нести начальнику лагеря в подарок карту аномальных явлений…
Как вдруг раздается женский крик, который перекрывает даже гул охотников: «Вы, вы взрослый человек! Вы ученый! Как вы можете! Это же помешательство! Вы морочите детям голову!»
Сквозь детскую толпу в мою сторону пробивается переполненная негодованием пожилая воспитательница. Потеряв надежду пробраться ко мне, она кричит детям: «Это же обман! Нету, нету никакого черта, нет нечистой силы!» – «Есть! Есть!» – «А где доказательства?» – «Вот!» – Со всех сторон к ней тянутся детские руки с камешками и перьями, бумажками и разноцветными стеклышками.
«Но ведь это обыкновенный мусор!» – все еще пытается переубедить малышей воспитательница, но ее уже никто не слушает – внимание всех приковано к костру: там происходит нечто абсолютно невероятное.
Массивное тело черта, совершенно испепеленное снизу, каким-то образом удерживается на деревянном штыре толщиной не более детского мизинца. Вот так чудо!

Нескучные маневры

Эта и последующие ночи прошли в лагере абсолютно спокойно. Страхи исчезли, истерики не повторялись. Смена благополучно закончилась.
Пришло время подумать о педагогическом смысле происшедшего в эти несколько летних дней. И прежде всего я должен раскрыть организационную подоплеку того дня, когда удачное решение было найдено.
К тому дню, когда ситуация была осознана всеми как безвыходная, люди уже готовы были действовать сообща и нестандартно.
Мы смогли договориться о том, чтобы вместо планового проведения дружинных мероприятий и отрядных дел собраться всем вместе и на общем сборе выслушать любые идеи по преодолению ситуации.
Моя инициатива содержала попытку войти в уже сложившуюся ситуацию изнутри и, действуя по ее законам, повернуть ее в сторону разрешения. Я занял четкую позицию: если черт существует для детей, то он есть и для меня.
И хотя эта позиция вызвала сомнения в здравости моих действий у одной из воспитательниц, такой маневр дал больший эффект, чем лобовое столкновение сторонников и противников существования черта на территории лагеря.
К сожалению, педагогическая практика очень часто строится без игровой составляющей. В таких случаях из нее уходит важнейшее: свобода и некоторая условность. И мы начинаем действительно морочить детям голову.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru