Третья тетрадь
детный мир
|
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО
ПОСТУПКА
Не послушались, не захотели,
поступили назло
Что делать взрослым, если дети
ведут себя именно так?
Пошутить, похвалить, помочь найти друга
Непослушание чаще всего приводит к
противостоянию детей и взрослых. Это конфликт,
требующий разрешения.
Но прямой конфликт далеко не худший вариант. Если
его удается правильно разрешить, он становится
важным опытом для обеих сторон, да и кто взрослел
без конфликтов?
Куда хуже, если дети только делают вид, что
подчиняются – притворяются, лицемерят. Внешне
вроде бы все спокойно, а по сути – озлобление или
отчуждение.
И когда взрослые не могут найти общий язык с
ребенком, круги от этого непонимания могут
разойтись по всей жизни.
Апатия, тревожность, упрямство, лживость...
Переплетаясь и срастаясь, эти личностные
качества могут сформировать очень трудный
характер как для самого человека, так и для
окружающих.
И здесь очень важен микроклимат семьи, класса:
привыкли ли дети к уважительному отношению? Или с
ними не считаются, общаются директивно, требуют
беспрекословного подчинения во что бы то ни
стало?
Больше всего сопротивляются дети, которых ругают
и одергивают. Может, лучше перестать этим
заниматься и заинтересовать детей творческим
заданием, дающим быстрый ощутимый результат.
Помочь ребенку найти друга, а если негативизм и
одиночество зашли далеко, уговорить родителей
завести в доме животное. Свое неодобрение
стараться выражать косвенно: шуткой, рассказом о
похожем случае с кем-то другим. Почаще хвалить,
даже авансом. Только не за ум, красоту, силу,
здоровье, талант – не за природные способности.
И тут без заповедей взрослым не обойтись. Первая:
«Крик убивает воспитание». Это, кажется, пояснять
не требуется. Вторая: «Взрослый – счастливая
тайна». Увлеченный, оптимистический, дружелюбный
взрослый, который всегда остается новым,
необъяснимым, непознанным, вызывает у детей
стремление следовать за ним, разгадывать его. И
третья: «Верьте в ребенка».
От слов – к делу
Тренинг. Упражнения вроде бы совсем простые, но
они помогают участникам узнать о себе много
нового и неожиданного.
…Закрыв глаза, нужно «увидеть» предъявленный
предмет на ощупь, пальцами. Понять свои
тактильные ощущения.
…Сидя на стуле, закрыть глаза и поджать ноги.
Другие игроки должны осторожно поднять стул и
несколько раз повернуть его в воздухе. Такое
упражнение требует доверия.
…Надо повнимательнее присмотреться к помещению,
а потом, закрыв глаза, отвечать на вопросы
ведущего: «Сколько стульев в комнате? Какого
цвета занавески? Где выключатель? Внутрь или
наружу открывается дверь?» Игра вызывает большой
азарт: хочется научиться смотреть и видеть, а не
просто скользить взглядом.
…Один игрок садится на стул в центре круга, а
остальные начинают говорить, какую ассоциацию он
у них вызывает, не скупясь на комплименты или
упреки. Одно условие: нельзя обижать сидящего на
«горячем стуле».
А чтобы заинтересовать детей, которые своим
сопротивлением всегда пытаются увести за собой
остальных, задания должны быть очень
разнообразными, что делает время более
насыщенным.
Ну а почему бы не провести ток-шоу на
парадоксальные темы: «Не надо хорошо учиться, все
равно отличники – неудачники по жизни», «Были бы
деньги, остальное куплю», «Эгоизм – это
прекрасно, буду эгоистом». Может быть, кто-то из
них действительно уже решил, что главное в жиз-
ни – деньги и что проще быть эгоистом. Пусть
попробует доказать свою правоту, с ним стоит
поспорить.
А можно предложить еще и такие темы: «Пусть
работают те, у кого нет таланта, а я – талант!»,
«Культура взрослых – отстой! Быть современным –
значит презирать ее».
Нам непривычно? Даже страшновато. Не бойтесь.
Главное, что детям это будет интересно и никто из
них не останется равнодушным.
Материал подготовлен по книгам
Александра Лидерса «Психологический тренинг с
подростками»,
Людмилы Маленковой «Теория и методика
воспитания»
Владимира Лизинского «Приемы и формы воспитания»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|