Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Психологи Курганского университета выделили 38 наиболее значимых факторов, определяющих структуру урока, а затем провели опрос учителей: какие факторы используются ими оптимально, какие – избыточно, какие – недостаточно?
Оказалось, что наименее оптимально используется способность к импровизации, избыточно – объем материала, недостаточно – активность учеников, разноуровневые и творческие задания.
Как пишет доктор психологических наук В.Гончаров в статье «Факторы взаимодействия с учениками на уроке» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 6 за 2006 год), исследование выявило также, что оценка значимости тех или иных факторов кардинально меняется со сменой основной целевой установки школьного образования.
Учителя считают, что с точки зрения усвоения знаний, умений и навыков самое главное – это (в порядке убывания значимости): соответствие цели урока его содержанию, активность учеников, объем материала, полнота его изложения, использование графико-символической наглядности, соблюдение логики урока, учебное сотрудничество школьников. А вот в развитии детей первостепенную роль, по мнению учителей, играют другие факторы: использование творческих и разноуровневых заданий, конструирование вопросов учениками, учебная инициатива школьников. С точки зрения сохранения психологического здоровья наиболее важны психологическая атмосфера урока, отношение учителя, его манера общения, заинтересованность личностью ученика.

В последнее время произошли серьезные изменения в молодежном сознании. Такой вывод сделал доктор культурологических наук А.Запесоцкий на основании недавно проведенного Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов и Агентством социальной информации (АСИ) исследования «Жизненные планы и ценностные ориентации петербургских старшеклассников». Результаты исследования опубликованы в статье Запесоцкого «Дети эпохи перемен: их ценностный выбор» («СОЦИС», № 12 за 2006 год).
Еще недавно в обществе преобладал стереотип «бесплатного» образования, сегодня же каждый пятый старшеклассник предпочитает качественное платное некачественному бесплатному образованию. Только 35 процентов респондентов выбрали бесплатное образование, вне зависимости от его качества.
Выяснилось также, что базовая специализация школьного образования не оказывает сильного влияния на выбор будущей профессии. К примеру, 48 процентов учеников физико-математических школ и классов выразили желание продолжить обучение на профильных факультетах, другая половина отдала предпочтение экономике, финансам, гуманитарным и другим специальностям нетехнического профиля. В классах с гуманитарной направленностью только 24 процента ребят выбирают профессии социально-гуманитарной сферы.
Автор делает предположение, что опыт поколений, переживших «стресс социальных перемен», говорит о необходимости накопления ресурса социальной мобильности, в том числе овладения несколькими специальностями. Базовой школьной специализации при этом отводится роль «запасного аэродрома». Она становится латентным ресурсом, который можно «конвертировать» как в повышение социального статуса (широкую образованность), так и непосредственно в приобретение другой специальности.

Статья Е.Ушаковой «Голос – рабочий инструмент учителя. Как сберечь его?» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 10 за 2006 год) акцентирует внимание читателей на соблюдении определенного режима и гигиенических правил. Например, на профилактике простудных заболеванияний. Для закаливания голосового аппарата рекомендуется следующее: полоскание рта сначала комнатной, а потом холодной водой по нескольку раз в день. Полезно также обмывание шеи (с тем же переходом от комнатной температуры воды к более низкой), умывание лица холодной водой с последующим растиранием по типу косметического массажа кожи.
Наверное, далеко не все педагоги знают, что на голос отрицательно влияют неврозы, частой причиной которых является недосыпание.
Совершенно необходима для учителя ежедневная гимнастика, в которую следует включать упражнения для тренировки дыхательного и голосового аппарата. Автор приводит описание множества подобных упражнений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru