Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
 

Филипп МЕРКУЛОВ

Что мешает нашим ученикам получать хорошие отметки

От констатации фактов к анализу причи

Учителя часто жалуются на незаинтересованность детей в учебе. «Они ничего не хотят делать», «Они разучились работать», «Они в ужасе от приближающихся экзаменов, но все равно не занимаются». Эти реплики то и дело произносятся в учительской, в разговорах с родителями неуспевающих школьников. Таким образом, педагог фиксирует проблему, указывает на препятствие,
но, как правило, не углубляется в анализ причин происходящего, в поиски путей выхода из кризиса. Очевидно, что решать учебные проблемы все равно придется ученику. Но мы можем помочь ему.

Оцениваем ресурсы

...Изучение земноводных в 6 классе продвигалось туго. Ученики перешептывались, шустрая барышня на последней парте так увлеченно качалась на стуле, что в конце концов свалилась на пол под дружный хохот соседей. Никто не мог вспомнить, о чем говорилось на прошлом уроке.
В такой ситуации нужно как минимум разделить ответственность за неуспех между учениками и педагогом. А еще оценить имеющиеся в распоряжении ребенка ресурсы, которые обеспечивают выполнение поставленной задачи и освоение той или иной информации, навыка, умения.
В первую очередь это интеллектуальный ресурс – умение наблюдать и анализировать, рассуждать логически, проводить аналогии с ранее изученным. Ребенок должен владеть некими операциями – например, пользоваться учебными приборами (микроскоп, транспортир), ориентироваться в параграфах учебника, составлять таблицу по теме.
Социальный ресурс не менее важен, чем интеллектуальный. Мирно поделить пространство парты, обменяться информацией, разумно распределить работу – от этого во многом зависит успех урока.
Эмоциональный ресурс – это умение справиться с волнением или усталостью, взять на себя ответственность, сосредоточиться на работе, не обращая внимания на окружение.
Есть еще и физиологический ресурс – чувство голода, духота в классе, желание спать, элементарная усталость от долгого сидения за партой.
Мы видим, что интеллектуальный ресурс, хотя он и занимает важное место, еще не определяет успех в решении учебной проблемы. Всегда ли мы понимаем, что именно мешает школьнику получать хорошие отметки?

Делимся проблемами

Конечно, учитель не может провести тщательные научные исследования. И даже если у него есть теория о причинах неуспешности отдельных детей, он не всегда может помочь им. Одна из возможностей – поделиться своими затруднениями с учениками, вместе определить причины проблем, обсудить способы преодоления препятствий.
Если ученикам не хватает интеллектуального ресурса, начинайте урок с краткого повторения материала, изученного на предыдущем занятии, лучше в игровой форме. Это освежит память детей, поможет увидеть связь между вчерашним уроком и сегодняшним. Начните делать таблицу, составлять конспект вместе: вы или один из учеников на доске, остальные – в тетради. Закончить работу ребята смогут самостоятельно.
Дети жалуются, что им мешают работать соседи? Организуйте работу в группах или в парах, обозначьте роли участников: один ведет наблюдение, второй записывает результаты. Потом ролями можно поменяться.
Пусть группы обменяются информацией, тогда каждый сможет сообщить о своих выводах. Конечно, придется потратить время, зато материал усвоится эффективнее.
Ученикам часто мешает излишнее волнение. В начале урока, особенно если предстоит интенсивная работа (контрольная, лабораторная), помогите ребятам успокоиться, расслабиться, сосредоточиться. Это могут быть специальные упражнения на релаксацию, концентрацию или привычный для ребенка ритуал начала урока, помогающий войти в рабочее состояние.
Лучше, если трудная, объемная работа будет проведена в середине учебного дня, не на первом уроке, когда дети еще не проснулись, и не на последнем, когда они устали и хотят есть. Чувство голода наверняка окажется сильнее интереса к учебе. В крайнем случае держите под рукой карамельки, леденцы. Они быстро восстанавливают силы. Только узнайте, нет ли у кого-то из учеников аллергии, диабета.
Но есть проблемы, которые под силу решить только учителю. Разберем несколько типичных ситуаций.

«Ничего не помню»

«Мы повторяли тему совсем недавно, а ребята снова как чистый лист. Ничего не помнят».
Все знают, что память – это очень сложная структура, что существуют разные виды памяти: долговременная и кратковременная, образная, механическая…
Долговременная память сохраняет то, что в нее попало (информацию, умения), практически на всю жизнь, не важно, верная это информация или ошибочная. Поэтому полезно время от времени проверять и расшифровывать ее запасы (изучая репродуктивную систему человека в 9 классе, вспомните про земноводных из 6-го; поговорите о том, каковы представления детей относительно того или иного научного понятия, чтобы углубить эти представления).
Закончилось изучение раздела, прошло время, естественно, воспоминания потускнели, связи ослабли (или их вообще не было). Если вам надо вернуться к той или иной теме, лучше задавать вопросы так, чтобы восстановить контекст для ребенка: «Помнишь, когда мы проходили деление в прошлой четверти, ты работал в паре с Катей? Что вы делали?» Включение личных воспоминаний активизирует рабочую память.
Можно вызвать к доске нескольких учеников и предложить им решить задачу, аналогичную пройденным ранее. А потом с классом обсудить разные стратегии решения, все время напоминая: Леша в прошлый раз тоже выбрал этот способ.

Посторонние интересы

«Самое трудное – включить класс в работу. Проходит пол-урока, пока они раскачаются. А потом вроде только сосредоточились, увлеклись – уже звонок».
Вхождение в работу, естественно, не происходит само по себе. Ребята пришли к вам с другого урока, после перемены, их мысли заняты вещами, не имеющими к вам никакого отношения, они продолжают общаться друг с другом. Если ответственность за проведение урока лежит только на вас, вы столкнетесь с сильнейшим сопротивлением класса. Разделите ответственность с ребятами. Раздайте роли (на более или менее длительный срок), установите особый ритуал начала урока, доведите его до автоматизма за счет методичного повторения, подумайте об организации пространства: например, заранее поставьте парты так, чтобы ребята сразу сели по группам (в общий круг), подготовьте инструкции (на доске или на листах, разложенных на партах).

Ежедневное изобретение велосипеда

«Марина каждый раз заново изобретает таблицу умножения. На решение любой задачи ей требуется втрое больше времени, чем остальным».
Некоторые основные учебные умения должны быть доведены до автоматизма, то есть ребенок должен их выполнять не задумываясь, тогда он сможет сосредоточиться на другой, более важной задаче. В общем, все, что можно довести до автоматизма, должно быть доведено до этой замечательной стадии. Поэтому стоит обсудить с несчастной Мариной, как необходимо знание таблицы умножения, договориться об индивидуальной программе по освоению этого жизненно важного материала, о том, как она может проверять себя самостоятельно и когда продемонстрирует вам свои успехи на заданном поприще. Полезно также время от времени, решая с классом сложные уравнения, поинтересоваться, сколько будет семью восемь. Пусть ответит сначала самый шустрый, потом самый смешливый, а когда-нибудь и Марина наконец выпалит без мучительной паузы: 56.
Необходимо иногда напоминать содержание основополагающих понятий. Так, между делом: причастие – назовите два основных признака; кислота – это…
Кстати, задавать «выучить наизусть» – совсем не признак ретроградства, а этап на пути автоматизации учебных навыков.
Понятно, что есть дети, для которых это задание представляет объективную трудность. К примеру, у них плохо развита механическая память. Помогите ребенку выстроить ассоциативный ряд, эмоционально окрашенный образ, чтобы облегчить процесс заучивания. Без этого ему нелегко будет написать контрольную, экзаменационную работу в отведенные сроки.

Влияние общественного мнения

«Когда я спрашиваю Сергея о чем-нибудь, он сразу говорит: не знаю. Или просто молчит. А Коля устраивает целое шоу, шутит, паясничает. И ни слова по делу».
Нормальное поведение для подростка, которому важно мнение одноклассников: ему не хочется выглядеть в глазах ребят тупицей (или «ботаном»). Найдите способ проверить то, что вы хотите проверить (знание темы, конкретное умение), так, чтобы это не стало достоянием общественности, предметом насмешек. В то же время ученик, если сумеет предъявить вам свои знания, увидит вашу поддержку, убедится в своем продвижении и начнет выступать на публике смелее.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru