Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ОРИЕНТИРЫ
 

Надежда БОЛСУНОВСКАЯ

Компьютер и дискета для двух мягких игрушек

О скрытых образовательных эффектах целостного подхода к деятельности ребенка

Сколько ни повторяй, что любые образовательные технологии – это всего лишь инструмент, обслуживающий образовательные потребности детей, а педагоги, очарованные технологиями,
не переводятся, даже все чаще встречаются. В них как-то быстро, незаметно происходит подмена: дети отходят на второй план, становятся чем-то вроде статистов при фокуснике.
Однако и противоположная ситуация: «Чур меня от новых технологий, всю жизнь учили без выкрутасов, так и будем!» – не радует.
Как не утешает и вывод, который напрашивается сам собой: надо найти золотую середину и разумно сочетать одно с другим. Кто же не знает, что волевым «надо» в педагогике больше разрушается, чем создается.
Но ведь все знают и то, как непросто дается учителю созидательный посыл «это необходимо детям»! Он рождается из внутренней готовности поддержать учеников, дать ход и направление их развитию. Из привычки слышать ситуацию, чувствовать и понимать ее возможности.

…Вот учитель говорит, что он занимается с детьми начальной школы проектами: «Вся наша школа работает над проектной культурой!» Показывает детские презентации, маленькие итоги большой работы – очень простенькие, по-детски непосредственные: «Они сами делают». Сами – это своя идея, свое выражение, самостоятельная реализация.
Но разве есть такие дети, которые сами придумывают работу и усаживаются за нее? «Да они все такие!» – пришла очередь удивляться учителю. Все… но лишь при условии, что учитель занят не своим предметом, не развитием знаний, умений, навыков, перечисленных в программе, а самими детьми – такими, какие пришли к нему на урок. Когда он ставит ребенка во главу угла и вокруг его потребностей создает деятельностную среду.
В личном проекте, групповом, общем – за столом или на компьютере дает ребенку возможность прорабатывать важные для себя темы.
И почему-то так выходит: как только мы перестаем целенаправленно продвигать детей «вперед», тянуть к единым требованиям, а предлагаем занятия, предполагающие внутреннюю работу, участие всей личности, то получаем результаты, перекрывающие эти требования.
Например, сколько мы говорим о важности коммуникативных и лингвистических компетенций
для образования человека!
Кажется, что про речь, ее связь с игрой, чтением и письмом, способы ее развития учителя знают все. Одно непонятно: почему наши дети до сих пор ни сказать, ни написать, ни прочесть как следует не умеют.
Или мышление: решаем-решаем, а думать они не могут!
Но стоит посмотреть на эти работы малышей, как станет понятно: и мышление, и речь в их собственных проектах чудесным образом проявляются и развиваются, при том что никаких пециальных лингвистических или математических задач педагог не ставил. Все случилось между прочим, в ряду других жизненно полезных навыков, в качестве скрытых образовательных эффектов целостного подхода к деятельности ребенка.
…И вовсе не благодаря методу проектов.

У младшего школьника уже сформирован индивидуальный образовательный язык, и желательно, чтобы взрослый улавливал его природу. Обращал внимание на формы, в которые дети помещают свои представления, на их постоянную изменчивость. И исходил бы из существующего, уже выстроенного самим ребенком основания личности, в том числе из уже накопленного арсенала проблем. Потому что развитие – это преодоление собственных трудностей.

Слово-зеркало

В младших классах нашей гимназии ведутся уроки психологии. Дети работают в небольших группах: играют, разговаривают, рисуют и, конечно, пишут. Рефлексивное письмо и рисование – вещи известные. Известен и хороший опыт оформления учебных продуктов в альманахи, сборники, книжки-малышки. Но в настоящей коммуникации всегда важен адресат. Кому мы пишем-рисуем? Казалось бы, ответ ясен: все это нужно психологу. Он смотрит на текст ребенка. Правда, иначе, чем учитель русского языка: его интересуют личностные особенности, которые проявляются в письме. Всегда видны агрессия, тревожность. Отчетливо проступают жесткие рамки, в которые загнан ребенок, – взрослыми или, бывает, самим собой. И порой мы с родителями диву даемся, читая детские работы: как такое может быть? Но мы работаем дальше и потом, сопоставляя начальные тексты и последующие, можем видеть, как работы детей высветляются.

То, что осталось после игр и разговоров

Что-то они говорят (на диктофон наговаривают), что-то пишут на бумаге. Говорят богаче, интереснее, осмысленнее. А пишут односложно и коротко. И наперебой спрашивают, как то написать, как это – скованы страхом письма, страхом ошибки, ответственностью за текст. Я говорю: пишите смелее, ошибки не считаются, и они расцветают.
Но ведь можно и не писать! В проекте для второклассников «Мое Внимание» мы говорим, играем, экспериментируем. Ищем и находим врагов нашего Внимания. И все это надо как-то собрать, обобщить. Тогда мы садимся за изготовление книжки-малышки для первоклассников «Про Внимание». В ней советы, игры, сказки, рисунки. В разных группах – разные. И при этом никаких письменных заданий дети не получали.

ИК-техники дневника ребенка

Не всегда у меня есть время и возможность оказать ребенку поддержку именно тогда, когда она ему нужна: консультирую кого-то или бегу на урок. Но всегда работают компьютеры в кабинете, и ребенок в течение дня может прийти сюда и продолжить работу над своим проектом. Одна моя третьеклассница ведет проект «Родители и дети» – обычная презентация в PowerPoint с разделами «Я и мама», «Я и папа», «Я и сестра». Приходит, записывает вопрос в нужном разделе: «Почему мама не учитывает мое мнение?». Думает. Потом записывает советы маме. Потом себе. Я вижу, что ей стало легче, она уходит. Порой, видя состояние ребенка, я сама предлагаю ему подходящую для его ситуации тему проекта. Заметила, что мальчику трудно работать в команде, и предложила ему написать памятку для малышей по работе в команде. Работая над темой, он начал разбираться и в себе…
Ведем и общие ИКТ-дневники: по ходу работы открываем страничку, записываем новый придуманный совет. Картинки ставим, если появятся подходящие. А потом создаем тематические презентации.
У письма на компьютере есть неоспоримое преимущество: тут, в отличие от бумаги, тексту всегда можно дать обратное действие, такое письмо менее драматично для ребенка. А ведь есть и такие ребятки, которых одна лишь просьба написать что-то может надолго выбить из колеи.

Когда учитель перестает действовать

Бывают разговоры и действия, понятные только детям. Ребенок знает, как завести волшебный карандаш, отгоняющий ошибки, и может рассказать об этом другому ребенку, но не взрослому, для которого это чепуха. Совет – очень распространенный жанр детской коммуникации. Он содержит информацию, направленную на достижение общего языка. Это специфическое диалогическое образование, которое исходит из общего фона жизни, из того, что собеседнику тоже известно и очень нужно.
Осваиваться в мире – получать опыт, делать из него собственные выводы, делиться им с другими. Когда ребенок пытается давать советы, он начинает осваивать роль знающего, понимающего, посвященного и тем самым становится чуть больше себя, чуть-чуть сильнее и увереннее. Поэтому мы сочиняем советы. Инструкции на самые разные случаи жизни, которые воспринимаются детьми как проблемные. Как дружить, как не бояться контрольных, как вести себя в минуту опасности. Они пишут самим себе, другим детям, игрушкам, которых «еще воспитывать да воспитывать надо».
Этот жанр принципиально адресный и лаконичный. Он рефлексивный, поскольку отражает мир детских чувств. В жанровом пределе это культурный текст, «Психологическая энциклопедия для школьников, написанная ими самими». А в психологической практике– игровая словесная проработка трудных моментов детской жизни.

Язык потребностей

Безграничному внутреннему миру школьника пределы жизненно необходимы: можно/нельзя, хорошо/плохо. Надо делать это и то, поступать так-то и так. Принятые в обществе нормы поведения не должны казаться искусственными, временными, а как сделать их необходимыми и естественными? Ведь ребенку
очень трудно взглянуть на себя, на собственную деятельность со стороны, тем более – корректировать ее. В такой ситуации обращенное к ребенку предложение дать совет на конкретный случай школьной жизни оживляет его опыт, все то, что существует в его мире. Он ищет этому язык, причем не сугубо индивидуальный, а общий с теми, для кого он пишет. Не стоит ожидать, что ребенок даст грамотные, правильные советы; главное, что происходит в этот момент, – переопределение границ собственного внутреннего мира и зарождение новых способов деятельности.
С одной девчушкой мы делаем презентацию о том, как правильно себя вести с братьями и сестрами. А потом она просит сохранить ее на дискете: хочет показать дома двум своим игрушечным собачкам, которые хоть и сестры, а не ладят друг с другом. Через некоторое время приходит и рассказывает, как одна собачка все быстро поняла, а другая, несмотря ни на что, продолжает вредничать: «Надо еще подумать».

Письмо на слайды

Большая проблема для детей – сесть дома за уроки. Они пишут себе советы: «Мы сами садимся за уроки, не ждем, пока нас мама сто раз позовет. Думаем, что если быстро сделаем, то пойдем гулять. Нельзя бегать по квартире, кушать, шуршать, отвлекаться. Мы не должны убегать после выполнения маленького кусочка работы. Не бегай к маме каждую минуту, лучше один раз долго все разобрать, чем много раз быстро».
А если мамы нет дома? Тогда так: «Не сидим за уроками, как обычно, три часа. Закроем компьютер, чтобы не отвлекал, скажем себе: “Не люблю компьютер!”»
Все время, пока пишут, пока готовят презентацию, пока любуются готовым продуктом, дети радостны и веселы. Ведь когда проблема отделена – выражена, структурирована, вынесена в формат культурного текста, она перестает мучить человека. Освобождение приходит не по мановению экстрасенсорных способностей педагога-психолога, а благодаря труду ребенка, его работе с собственным внутренним миром.
Вот презентация о том, как справляться со страхом: «Заведи волшебную ручку, которая забирает все страхи. Где взять такую ручку? Возьми любую, скажи самому себе, что она волшебная и забирает страхи. Писать спокойно ручкой, которая забирает и отгоняет страхи».
А вот тексты к слайдам про страх ошибки: «Если ты не будешь думать про ошибки, то тогда их не будет. Наши мысли про ошибки добавляют их нам».
…Эти презентации, сказки, книжки выставляются на специально созданном для них сайте «Психологическая энциклопедия для школьников в вопросах и ответах». Он пока у нас в стадии разработки, но внутри школы с ним уже можно работать: просматривать, размышлять, комментировать. Для пользователей интернета он будет доступен в ближайшее время, и тогда, быть может, вы тоже присоединитесь к нашей работе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru