Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2007
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Ольга ФРОЛОВА

Трудности по первой категории

Местные власти усложняют процедуру аттестации

Все никак не становится нормой активная и доброжелательная позиция руководителей образования по отношению к учителю. А ведь именно ему, учителю, принадлежит ключевая роль в совершенствовании системы образования. И сам он это хорошо понимает. Потому и страдает от хамского к себе отношения, апофеозом которого чаще всего становится процедура аттестации.
К нам приехала учительница с необычной просьбой: принять у нее экзамены и выдать сертификат. И хотя ничем помочь ей мы не могли, разговорились. Живет она в небольшой деревушке Ханты-Мансийского автономного округа, стаж работы 30 лет, является заслуженным учителем, имеет знак «Отличник народного образования», а с подтверждением 1-й категории проблемы. Ее творческий отчет комиссия не принимает, потому что там про донскую технологию Совайленко написано, а районные специалисты говорят, нет такой технологии. Экзамены по предмету надо сдать, а где? «Где хотите», – отвечают. Еще нужны публикации статей, но опубликованные на фестивале «Открытый урок» почему-то не считаются. Только в специальных журналах, как для ВАКа. Единственное, что она «прошла», – экзамен на знание нормативно-правовых документов. Но что толку? Как быть?
Разъясняет ситуацию специалист федерального Центра образовательного законодательства в сфере образования Мария Смирнова:
«Принимать свои положения об аттестации педагогических работников ни местные органы образования, ни аттестационные комиссии не могут. Территориальные положения могут лишь дополнять и конкретизировать типовое в пользу учителя. Например, федеральное положение не устанавливает преимуществ для лиц, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, а территориальные, как правило, предусматривают освобождение таких работников от одного из направлений аттестации или присвоение им квалификационных категорий без прохождения аттестации. То же касается права определения форм и процедур проведения аттестации: они не должны превышать требования, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками, пунктами «должностные обязанности» и «должен знать». Безусловно, проведение для учителей экзаменов по специальности ограничивает права аттестующихся, предусмотренные в федеральном Типовом положении»
…Странно все же: в то время как государство действует «в целях недопущения снижения работникам образовательных учреждений размеров и условий оплаты труда», как это и определено статьей 153 Федерального закона № 122, местные чиновники так и норовят ужесточить процедуры аттестации. Там тесты на компьютере ввели, там экзамены по специальности на кафедрах местных вузов устроили, там печатных трудов требуют.
Мы же, заглянув в Тарифно-квалификационные характеристики, убедились: уж если что учитель и должен знать назубок, так это Конвенцию о правах ребенка; педагогику и психологию, программы и учебники, а также основы права и научной организации труда.
А вовсе не в научных тонкостях преподаваемой им дисциплины разбираться. И уж тем более – не в тонкостях чиновничьих интриг...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru