Первая тетрадь
политика образования |
ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Нацпроект «Образование»: планы и прогнозы на 2007 год
Порядок и критерии отбора лучших школ,
вузов и учителей не изменятся
Нужны ли гранты, если они оборачиваются бесконечными проверками? Стоит ли переходить на новую систему оплаты учительского труда, если уже сейчас понятно, что это приведет к массовым сокращениям педагогов и росту социальной напряженности в регионах?
Такие болезненные вопросы обсуждались накануне Нового года
на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование».
Одно из главных требований регионов к федеральному министерству – упорядочить систему отчетности школ, получивших гранты в рамках нацпроекта. Сегодня школы тонут в море различных бумаг, количество которых растет в геометрической прогрессии.
Однако, по мнению министра образования и науки Андрея Фурсенко, в этом виновато само образовательное сообщество. Он напомнил, что многие деятели образования высказывали опасения, что государственные средства будут израсходованы нецелевым образом.
По мнению министра, полностью отменить отчетность нельзя. Тем не менее он все-таки пообещал снизить количество проверок и отчетов до разумных пределов и призвал образовательное сообщество убедить общество в том, что система образования способна гарантировать целевое расходование средств.
В нынешнем году Минобрнауки постарается, чтобы деньги по нацпроекту как можно скорее дошли до потребителей.
Выплаты классным руководителям планируется начать уже в феврале 2007 года, поставку автобусов и учебного оборудования – завершить до начала нового учебного года, а не растягивать до зимы.
Сроки проведения конкурсов среди инновационных вузов и школ также пройдут пораньше. Если в 2006 году лучшие школы были объявлены в июне, то в 2007-м это произойдет уже в апреле, а в мае начнется выделение субсидий, объем которых составит 3 миллиарда рублей.
Итоги конкурса среди учителей будут известны 1 мая (а не в конце августа, как в 2006 году). Выплата премий в общем объеме 1 миллиард рублей начнется с 15 июля и завершится 28 сентября.
Порядок и критерии отбора лучших школ, вузов и учителей не изменятся. Будут разработаны и новые процедуры: ведь в 2007 году в нацпроекте появится несколько новых направлений, таких как поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Прием заявок по этому направлению начнется 25 января 2007 года, а список победителей планируется утвердить уже в конце марта. Перечисление же субсидий на общую сумму 3,85 миллиарда рублей намечено на апрель.
Предположительно главные проблемы у регионов при выполнении комплексных проектов возникнут с внедрением экономических преобразований – в частности, с разработкой новой системы оплаты труда (НСОТ).
Там, где она уже действует, основные трудности связаны с распределением стимулирующей части заработной платы в зависимости от результатов и качества работы учителя.
Сегодня во многих регионах эту задачу выполняет общественность – школьные, управляющие, попечительские советы. Неясно только, какими критериями они руководствуются.
Второй проблемой станет введение нормативно-подушевого финансирования.
У большинства работников образования введение норматива ассоциируется с уменьшением финансирования школы. По мнению общественности, региональный закон утверждает некую минимальную величину затрат в расчете на одного учащегося, которая перечисляется на счета школы.
На практике каждое образовательное учреждение финансируется с учетом различных коэффициентов – в зависимости от своего типа и вида. А средства на ремонт зданий поступают из муниципальных бюджетов. При этом у школ есть дополнительные источники финансирования – различные программы развития образования.
Впрочем, даже если бюджетные расходы на школы не уменьшаются, существует другая опасность. В первую очередь это сокращение учителей из-за оптимизации штатного расписания и реструктуризации сети школ.
Так, в Республике Чувашии, где нормативно-подушевой принцип финансирования действует с 2001 года, число учителей за это время сократилось на 21%. Хотя наполняемость классов выравнялась: в городской школе теперь в классе в среднем 25 учеников, а в сельской – 15.
Учительская зарплата за последние три года увеличилась примерно вдвое, но в результате составила чуть более 5000 рублей.
Для перехода на НСОТ в Чувашии разработан механизм, который предусматривает рост учительской зарплаты в среднем не менее чем на 60%. Но для этого необходимо 924 миллиона рублей, из которых республика может выделить около 300 миллионов. А где взять остальное, неясно.
Схожие проблемы в скором времени встанут перед многими регионами, которые намереваются получить поддержку федерального центра в рамках нацпроекта.
Всего в 2006 году расходы консолидированных бюджетов на образование составили 815 миллиардов рублей. Около 70% этих денег ушло на зарплату учителей. Но для существенного повышения зарплат нужно еще 100–150 миллиардов рублей.
А так как подобных средств в региональных и муниципальных бюджетах нет, сокращение педагогических кадров неизбежно.
Мер же по смягчению последствий такого массового сокращения очень немного. Это выплата различных компенсаций и переподготовка учителей с целью получения новых специальностей, не связанных со сферой образования.
Неизвестно, на сколько будет сокращен учительский корпус и сколько денег потребуется на переподготовку уволенных педагогов и на выплату им компенсаций. А для многих учителей заслуженный отдых грозит обернуться нищетой: ведь примерно 30% педагогов – это одинокие женщины, не создавшие семьи, а на одну пенсию прожить невозможно. И хотя в некоторых областях власти выплачивают учителям повышенные пенсии, далеко не все регионы могут себе это позволить.
В итоге заседания стало ясно, что все острые вопросы, связанные с реформированием образования, пока так и остались без ответа.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|