Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ПРАЗДНИК ОЖИДАНИЯ ПРАЗДНИКА
 

Записано на семинаре Светланы КРИВЦОВОЙ,
руководителя Центра практической
психологии образования
Академии социального управления

Пять минут на королевском троне

В чем их тайный смысл?

Положительное отношение к жизни закладывается в детстве.
В том числе через то, проживал ли человек опыт праздников в детстве, сохранил ли этот опыт. А может быть, не имея такого опыта, он понял его важность и стремится дать детям то, чего
он недополучил? И очень часто дело ограничивается изобилием подарков и утех, что само по себе не приносит настоящего праздничного состояния. Наступает пресыщение. И тогда, чтобы орадоваться, детям нужна небывалая экзотика.
Это большая проблема – воспитание культуры обхождения с ценностями. Понимания того, что ценности не извне приходят, а возникают в тебе в результате работы собственной души. Можно ли «подарить» детям ценности, которые не исчезают, не надоедают?

Праздник ожидания праздника

Каждый день декабря дети делают друг другу маленькие подарочки. Картонка открывается, а там… камешек, стеклышко, что-то очень простое. Это приближение, приближение, приближение. Потому что когда ты сильно напряжен, можешь не получить радость. Чувства – свободны. В отличие от молниеносной мысли чувству, чтобы оно стало видимым, заметным, ощущаемым, нужно время. Лучшая установка: ничего не жду, но готов ко всему. Хотя бы в праздники давайте остановим гонку за осуществлением намерений! Как будет, так и будет. И тогда звон посуды, расставляемой на столе, может дать большее ощущение праздника, чем процесс поедания необыкновенного по вкусовым качествам блюда.

Уже празднуете? Тогда учтите…

Во-первых, не должно хотеться есть. Для детского праздника очень важно, чтобы дети поели. Но не сразу, а немного погодя. Почему? Дети собирались, волновались и есть еще не хотели. Важно не делать из праздника застолье, но и голодным ребенок ходить не должен. Очень сытная еда не нужна, цель праздника для ребенка не в этом.
Во-вторых, во время праздника каждый гость должен получить особое внимание. Подарки являются формой внимания. Для подчеркивания особенности своего ребенка родители шьют ему карнавальный костюм. Это помогает завести непринужденный разговор о каждом. Пожелания пишутся для того же: для выделения индивидуальности!
Хороший пример: детей дошкольного или младшего школьного возраста взрослые вносят на праздник на каком-нибудь кресле. Двое взрослых заносят, к общей радости, каждого персонально. С подростками можно устроить специальный коридор, в котором каждый появляется. Вошел – и оказался перед «свитой», которая «делает короля». Особое отдельное появление каждого – очень важно. Есть прекрасная процедура трона, которая дает возможность хотя бы пять минут посидеть на троне и услышать о себе только хорошее. Немного уважительного внимания, немного хороших слов – и всем приятно.

…сказочность

Важное условие праздника – нарушение правил. Момент карнавальной культуры: разрешается плохо себя вести, нарушать приличия, выходить за рамки дозволенного. Окультуренные формы проявления агрессии: протыкать воздушные шарики, пуляться «снежками» из бумаги стенка на стенку, стреляться друг в друга специальной краской. А вот что бы нам разрушить? Подойдут упаковки от конфет, фруктов, овощей, если их разложить на полу. Детям нравится давить эту посуду: каблуком – бац! Можно дать возможность разрисовать лицо. Для более старших это уже не игра, а трудовые будни, но вспомним: невероятный интерес подростки испытывают к гаданию. К нечистой силе. Пусть отрицательный персонаж зайдет на праздник, сделает что-то возмутительное, и ребята будут его за это изгонять.

…и чудо

Чудо замечательное. Цветок вырезается из цветной бумаги. Одна сторона бумажного листка белая, а дру-
гая – цветная. Листочки зажимаются цветной стороной к середине цветка. Получается колечко, лепешечка. Цветочек лепестками вовнутрь. И тогда я говорю: сейчас будет чудо. Опускаю колечки в таз с водой, а дети садятся вокруг. Эти колечки намокают, и вдруг лепесточки начинают раскрываться. И по всей поверхности воды плавают распускающиеся цветы. Что делается с детьми! Все так: «Ах-а-а-а-а-а…». И молчат. Возникает пауза минуты на две-три. Потом сушим цветочки. Высохнут – и опять в воду. И снова: «А-а-а-а…».
Чудо обыкновенное. Дед Мороз. Оказывается, он получил твое письмо! Принес тебе то, что ты хотел. И даже написал тебе письмо! Мама или старший ребенок могут прочитать абсолютно личное письмо от Деда Мороза, который знает твои маленькие тайны, твои желания. Это дружеское отношение: пережив такой опыт, ребенок и к себе начинает относиться по-дружески.
Чудо редкое. Изысканность. Но усилий на изысканное нам обычно не хватает. Изысканное требует бодрости. А бодрость никак нельзя сконструировать. Она есть только у тех, кому в детстве помогли сформировать положительное отношение к жизни...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"




Рейтинг@Mail.ru