Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
За журнальным столом
Обычно мы планируем «от достигнутого». Например: в новом году вследствие принятия известных мер повысится успеваемость в школе (классе). Но существует и другой способ планирования. Его используют, когда важен не рост отдельных показателей, а качественное развитие, скачок. В этом случае планирование начинается с создания образа или видения желаемого будущего. А первый вопрос, который стоит задать: «Какой вы хотите видеть вашу школу через пять лет?» Не завтра, не к концу учебного года, а в более или менее долгосрочной перспективе.
В основании видения будущего, как пишет доктор педагогических наук К.Ушаков в статье «Эмоциональная основа планирования» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 11 за 2006 год), лежит мечта. «У каждого из нас независимо от занимаемого положения есть несбыточная мечта о достойном месте работы. Такие, знаете ли, розовые облака, о которых мы почти никогда не рассказываем коллегам. Но всю свою трудовую жизнь мы так или иначе пытаемся реализовать свои ожидания. Иначе говоря, все, что хоть на самую малость приближает меня к этой мечте, я поддерживаю и принимаю в этом посильное участие.
Видение будущего у всех различно: для кого-то важна эффективность, для кого-то – отношения в коллективе, материальная сторона… Поэтому видение необходимо согласовывать, что сделать весьма непросто. Решающее значение имеют, пожалуй, три момента. Во-первых, неудовлетворенность нынешним положением дел. Во-вторых, четкое изложение руководством желаемого результата перемен. В-третьих, важна успешность первых шагов.
Если видение будущего удалось сформировать, то на повестке дня возникает вопрос: «Что можно сделать для того, чтобы к нему приблизиться?» Странное дело, но при такой постановке вопроса оказывается, что, несмотря на скудность ресурсов, кое-что сделать можно, и иногда немало.
В этом же номере журнала размещена публикация «Плата за образование – здоровье школьника: о физиологической стоимости обучения в старшей школе».
Как показало специальное исследование, многие старшеклассники плохо приспосабливаются к требованиям, которые ныне предъявляет школа.
Причины неблагополучия – в высокой интенсивности обучения и чрезмерной нагрузке. Не последнюю роль здесь, по мнению авторов исследования медиков М.Степановой и А.Седовой, играет профилизация. Если при переходе в общеобразовательный десятый класс недельная суммарная учебная нагрузка возрастает примерно на 2,5 часа, то в профильных классах увеличение нагрузки составляет до 8,5 часа (!). При этом только 55 процентов учеников определились с выбором профиля. А из определившихся подростков значительная часть – 62 процента (!) – учатся
в классе, профиль которого не соответствует их выбору.
Существуют три основные модели профилизации: однопрофильный класс, класс с обучением по системе школа–вуз, мультипрофильный класс. Больше всего проблем со здоровьем у школьников, обучающихся по системе школа–вуз. Немногим лучше обстоят дела в однопрофильных классах. Самая благоприятная ситуация, когда в школе сохраняются общеобразовательные классы, налажена работа по профессиональной ориентации и предпрофильной подготовке, а профильное обучение ведется на основе индивидуализации.
С кем ты прежде всего посоветуешься при принятии решения? На кого тебе хочется быть похожим?.. Эти вопросы были заданы школьникам в ходе исследования, проведенного Псковским институтом повышения квалификации работников образования. Как вы думаете, что ответили ребята? Большинство указали на своих родителей.
Седьмой номер журнала «Классный руководитель» посвящен работе школы с семьей. Названия материалов говорят сами за себя: «Родительское собрание: методика подготовки и проведения», «Педагогические советы. Материал к родительскому собранию»... А кандидат педагогических наук П.Степанов в статье «Воспитание.ru» рассказал об интернет-ресурсах, которые могут помочь педагогам в работе с семьей: портале «Солнышко» www.solnet.ee/ и сайте некоммерческого партнерства «Родительский комитет» http://www.r-komitet.ru/.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|