Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК
 

Елена КОРОБКОВА,
Дина ТЕМКИНА,
Анна РАПОПОРТ

В музей за вопросами

Чтобы картины заговорили, учитель не должен превращаться в экскурсовода

По традиции длинные зимние каникулы мы при малейшей возможности используем для поездок. В московском метро, на питерских проспектах, около театральных и музейных касс столько детей с учителями, что кажется: весь школьный народ снялся с места и отправился приобщаться к культурным ценностям. Но войдя в выставочный зал, ребята, проехавшие для этого немалое расстояние, быстро устают, теряют интерес. Сами ничего толком не видят и всем остальным мешают. Как организовать работу в музее, чтобы она была содержательной и осмысленной? Ответ на этот вопрос можно получить, проходя курсы повышения квалификации по курсу МХК в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Для тех, кто не имеет такой возможности, сотрудники кафедры рассказывают на этой странице
о секретах музейной педагогики.

У каждого возраста свой интерес

Как же организовать работу в музее, если многие дети попросту не хотят туда ходить? Прежде всего необходимо менять методику работы с детьми в музейном пространстве. Ни в коем случае учитель не должен превращаться в экскурсовода; его задача – организовать диалог между учеником и произведением искусства, а также диалог между учениками. Эта педагогическая работа имеет свои законы и правила.
Первое, над чем следует задуматься, планируя посещение музея, – постановка проблемы, личностно значимой для ученика. Пребывание в музее принесет пользу и радость, если ребенок идет туда искать решение вопросов, жизненно волнующих его сегодня. Желательно, чтобы к формулировке такой проблемы ученик пришел самостоятельно, пусть и с помощью учителя.
Например, младших подростков часто интересует, есть ли загробная жизнь, существуют ли иные цивилизации и каковы они. В этом случае материалом для обсуждения могут стать музейные коллекции, которые рассказывают о давно исчезнувших мирах – Древнем Египте, Месопотамии, античности.
Для старшеклассников искусство может стать источником разнообразных моделей существования в обществе: сравнивая современность с миром XIX–ХХ вв., они осознанно выбирают собственные стратегии поведения.
Посещение музея вряд ли сразу даст ответы на все эти глобальные вопросы, но оно может возбудить интерес и желание дальше размышлять и искать варианты ответа. Поиск решения каждой проблемы должен быть заранее продуман педагогом и выстроен как четкий алгоритм, доступный пониманию детей. Этот алгоритм описывается в виде вопросов и заданий; желательно, чтобы они строились по логике «от простого — к сложному», «от частного — к общему», от анализа увиденного – к обобщающему выводу.

Выбираем материал

Следующий шаг после выявления проблемы – отбор материала для ее решения. Это может сделать как сам учитель (в таком случае в формулировке задания дается точный «адрес» произведения: его название, номер зала), так и дети (для этого необходимо обозначить в задании тему и очертить границы пространства, в котором дети отбирают материал). При отборе материала не надо давать детям для рассматривания более 5–7 произведений. Иначе вместо глубокого анализа и «всматривания» мы получим поверхностный экскурс. Отобранные произведения должны быть точно нацелены на решение конкретной проблемы, причем желательно, чтобы они освещали различные ее аспекты, добавляли новые смыслы. Так, например, предлагая детям поразмышлять, как изменилась роль женщины в обществе рубежа XIX–XX вв., следует выбрать для анализа произведения различных мастеров, как живописные, так и скульптурные. Стоит сравнить женщин Пикассо, Матисса, Гогена, Ренуара, Родена, Моне.

Смотрим и размышляем

Третий шаг – это непосредственное взаимодействие с памятником искусства; самостоятельная исследовательская деятельность ребенка (индивидуально или в малых группах). В этот момент ребенок менее всего слушает взрослого, сопровождающего группу; он осваивает азы визуальной культуры, учится смотреть и делать выводы на основании увиденного. При необходимости ученик может обращаться к вспомогательным источникам информации: этикеткам, пояснительным текстам, компьютерным программам в музее и даже рассказу экскурсовода. Самое главное, что инициатором этого обращения должен быть сам ребенок, и задача учителя – лишь подсказать пути поиска недостающих сведений.

Обсуждаем версии

Непременным завершением работы в музее должно стать коллегиальное обсуждение увиденного. Такое обсуждение может происходить и в музее, и в классе – это зависит как от самой проблемы (может потребоваться непосредственное обращение к подлиннику), так и от организационных условий работы. В любом случае роль учителя во время такого обсуждения – задать направление дискуссии. При этом стоит учитывать, что заявленная проблема, как правило, носит культурологический характер и поэтому не имеет однозначного решения. А потому учителю не надо стремиться дать в конце дискуссии общий «правильный вывод». Здесь важнее умение импровизировать, направлять дискуссию в зависимости от высказываний участников. Ученику, излагающему свою позицию, предлагается собрать все впечатления, проанализировать их по предложенному учителем алгоритму и дать аргументированный вариант решения проблемы.
Учителю же необходимо организовать обсуждение так, чтобы в момент выступления одного из учеников остальные подростки не просто слушали, но и, например, сравнивали бы его решение со своим, выявляли слабые и сильные аргументы выступающего, формулировали вопросы к нему. В финале дискуссии учителю стоит вспомнить все прозвучавшие версии. И может быть, высказать свое мнение о проблеме, которая была поставлена в самом начале. Интересно было бы наметить и дальнейшие пути детских исследований.

Более подробно о принципах работы учителя в музее вы можете узнать из сборника «Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения», СПб: Невский Диалект, 2006.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Чтобы посещение музея не превратилось в скучное для ребят и обременительное для учителя мероприятие, оно должно быть хорошо продумано и стать частью всей педагогической работы с классом. Попробуйте ответить на предложенные вопросы, сформулировав тем самым свое отношение к музейной педагогике, к ее целям и средствам. Если в вашем городе есть музей, работники которого охотно идут на сотрудничество
с вашей школой, поделитесь с ними результатами анкетирования.
Опросник, кстати, для этой цели и создавался музейщиками и педагогами Санкт-Петербурга.

1. Какую цель вы преследуете, планируя культпоход с ребятами в музей:
• Отметить определенную памятную (праздничную) дату
• Использовать музейное пространство для углубления и закрепления урока
• Использовать ежемесячный День музеев по назначению
• Интересно и познавательно провести свободное время
• Другой ответ______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________

2. Приветствуете ли вы использование в музейном занятии нестандартных форм работы (игры, загадки, ребусы)? Почему?___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Созвучно ли это вашим методам педагогической работы?

3. Практикуете ли вы постановку цели и задач (для себя и для ребят), предваряющую культпоход в музей?
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Чем завершается ваш культпоход в музей (сочинением, обсуждением, выполнением творческого задания и т.п.)?

___________________________________________________________________________________________________
4. Считаете ли вы необходимым предварительно оговаривать с музейным педагогом содержание предстоящего похода в музей?
____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________

5. Ваши предложения по улучшению совместной работы музея и школы:
_____________________________________________________________________________________________________


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru