Вторая тетрадь
школьное дело
|
СТРАНИЦЫ
ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Марина ПЕШКОВА,
лицей № 2
г. Бугульма, Татарстан
Фестиваль снежных фигур
Он же – элективный курс в рамках
предпрофиля
С новым вас снегом, дорогие учителя!
Особенно тех, кому мила зимняя педагогика. Игры в
снежки, лыжные и саночные походы, строительство и
взятие снежных крепостей.
Зима плюс учитель – сложение в пользу детей.
Детско-взрослые зимние отношения многообразны.
Мы расскажем об активной субботе, придуманной и
проведенной в школе города Северска Томской
области, и «ледяном» образовании по школьному
расписанию в городе Бугульме.
Эх, скорее бы в девятый!
Когда мои «скульпторы» начинают работать во
дворе, им завидует вся школа. В строительстве
снежного городка хотят участвовать все. А нельзя:
это зачетная работа девятиклассников по
элективному курсу «Проектирование и
строительство снежного городка». Их привилегия.
Курс начинается в ноябре. Рассказываю о
традициях ледяной и песчаной скульптуры,
показываю слайды. И предлагаю вообразить новый
зимний городок. Они хотят древний замок или
площадку для катка и горки, или место встречи
героев сказок, или зоопарк, или лабиринт. Идей
много. Но уже на уровне зарисовок от некоторых
замыслов приходится отказываться:
неосуществимо. Потом – чистое черчение: план
городка, эскизы фигур. Вид спереди, вид сбоку. Две
трети в цвете. И наконец, строительство, самая
долгожданная и любимая часть проекта. Но и самая
трудная: хотя мы всеми силами стремимся к тому,
чтобы результат был как можно больше похож на
эскиз, добиться сходства нелегко. Перевести
рисунки в объемы! Вот уж где кропотливая работа.
Работа в проектном бюро
Разбиться на группы нам помогает жребий. План
работы, виды работ определяются в рабочей группе.
Каждая группа создает и демонстрирует свой пакет
документов. На этом этапе мы принципиально не
пользуемся ПК: важно представить свою руку и свое
слово. Оцениваются идея проекта, практичность,
реальность выполнения, качество прилагающейся
документации: зарисовок снежных фигур, эскизов
ледяной горки, плана расположения объектов. Все
проекты выполняются в формате А-3, вывешиваются,
обсуждаются. Выбирается три лучших. Но
реализован будет только один из них – заказчиком
выступает директор школы.
Реалистично и празднично
У нас есть банк идей, и там уже сто пятьдесят
отличных эскизов. Горка, например, – это и
лежащая огромная собака со ступеньками по бокам,
съездом по хвосту; и огороженный крепостью мирок
с горой в центре и широким выездом наружу, и
замысловатая конструкция из многих горок. Есть
горка в виде домика и просто горка, но по бокам –
бегущие вперед, уменьшающиеся в размерах звери.
Наши фигуры не ниже человеческого роста, а то и
выше. Кит. Бабка-коробка. Каких только собак не
было в прошлом году! А в этом году мы еще не
выбрали «главного» поросенка: есть проект с
Пятачком и Винни-Пухом, есть Нуф-нуф, Наф-наф и
Ниф-ниф, а есть поросенок-повар с праздничным
тортом на полотенце – он идет к Деду Морозу.
Полпроекта на свежем воздухе!
С технологией создания снежных скульптур мы
знакомимся в классе. На уроках технологии под
руководством своего учителя дети изготавливают
короба, заполняют их снегом. Деревянные короба
собираются из фанеры, бруса, старых дверей – во
дворе как будто гигантские детские формочки
вырастают: шестигранные, квадратные,
треугольные. Призмы, кубы, пирамиды в два
человеческих роста. В течение нескольких дней
они плотно забиваются снегом – ребята кидают
снег, забираются внутрь, уплотняют, притаптывают.
Потом стенки коробов раздвигают, убирают, и из
готовой глыбы методом отсечения лишнего
делается снежная скульптура. Ребята работают
бригадами: в каждой – архитектор, художник,
водонос и очиститель площадки. В ход идут
деревянные и металлические лопаты, пилы,
стремянки, ведра с водой.
Цветной лед
Не возбраняются бумажные и тканевые украшения.
И конечно, нам необходим цветной лед. Им мы
декорируем скульптуры. В воду добавляем немного
акварели, размешиваем и, залив в емкость, ставим
на мороз. Одних только разноцветных плиточек для
мозаики мы заготавливаем сотни, используя
плоские одноразовые тарелки, взятые в школьной
столовой. Узор мозаики – отдельный проект, а
право выкладывать предоставляется самым
аккуратным ребятам.
И гора родила мышь
Все просто. При помощи лопаты надо найти общую
форму фигуры или горки. Уточнить формы шпателем
или топором – перевести рисунок в объем.
Покрасить из пульверизатора. Залить водой. Самое
интересное – когда в снежной глыбе еще с трудом
угадываются очертания будущей фигуры. Ее надо
делать по эскизу. На этом этапе у ребят острая
потребность рассматривать подобное: берем
фарфоровые фигурки животных, мягкие игрушки –
как сделано? Объемы мало кому сразу даются, с
одним ухом, хвостиком столько проблем! Но именно
это больше всего нравится: когда из горы снега
получается не что-то случайное, а похожее на
задуманное. Сначала все трудно, а потом глядь –
есть у фигуры и характер, и своя экспрессия.
Что есть красота?
В нашем городе традиция: каждый год проходит
конкурс на лучший школьный зимний городок.
Строить обязаны все. Кто-то художников нанимает,
а кто-то вместе с детьми снеговиков лепит, как
умеет. А у нас лицей технического профиля, я веду
черчение и начертательную геометрию, и у меня
есть возможность и время основательно и
профессионально поработать над проектом.
К нему подключаются все желающие. В созданном
пространстве среди наших фигур
учитель-словесник организует свое действо:
проводит конкурс сценариев и ставит уличное
представление. Обыгрываются и план городка, и
характеры и возможности фигур. Уроки физкультуры
и прогулка продленки здесь желанны. Старшим есть
где размяться после школы: скатиться с горки, в
догонялки поиграть. Директор лицея тоже
поклонник нашего городка: он организует
дополнительное горячее питание всем работающим
на воздухе ребятам и обеспечивает наружную
вечернюю подсветку. Мимо школы никто не проходит,
все останавливаются: городок блестит и
переливается, как будто он живой, но
зачарованный.
Такие городки, как правило, недолго стоят: среди
подростков есть любители ломать и корежить
созданное. Но наш на удивление прочный. Красуется
до весны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|