Вторая тетрадь
школьное дело
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ИНТЕРЕС
Я не буду отвечать...
Четыре типичные ситуации на
уроке глазами педагога, ставшего на время
учеником
Учителя иногда становятся учениками не
только в ролевой игре, но и на самом деле. И это
здорово. Однако учителю сложно быть только
учеником: невольно начинаешь анализировать
работу человека, который тебя обучает. Во всяком
случае, со мной было именно так. О том, что
увидела, и о том, что поняла, попробую рассказать.
Зачем? Возможно, чтобы еще раз внимательно
взглянуть на то, что переживают дети, пришедшие к
нам на урок. Ведь им гораздо сложнее, чем
взрослым, уверенным в себе людям, которые всего
на месяц становятся для кого-то учениками...
Молчуны
Каждый педагог знает, как трудно бывает вывести
из «ступора» ребенка, внезапно замолчавшего на
твоем уроке. Глаза в пол (или в потолок), взгляд
потусторонний – будто и нет его здесь больше. Ты
к нему и с ласковыми словами: «Ну Васенька, ну
миленький, хоть что-нибудь скажи…» И с
предупреждениями: «Не будешь отвечать, получишь
двойку!» А он молчит себе, словно не слышит.
Став ученицей, на одном из первых занятий я
совершенно неожиданно (и для самой себя, и для
преподавателя, и для остальных занимающихся)
отказалась выполнять задание и… замолчала. Как
тогда показалось, замолчала окончательно и
бесповоротно.
Требовалось пересказать небольшой отрывок
текста, но все остальные делали это в парах, а к
моменту моего рассказа другие закончили работу и
обратили внимание на меня. Тишина, девять пар
глаз направлены в мою сторону. А я... я просто
боялась говорить для такого количества людей. И
взгляды у всех доброжелательные, и отметку мне
никто не поставит... но вдруг стало так обидно,
просто до слез: почему все рассказывали
тихонечко, друг другу, а мне приходится словно у
доски отвечать?! Начала рассказывать и, как и все,
заглянула в текст. «Говорите самостоятельно, в
текст не подглядывайте!» – советует
преподаватель. Для меня эти слова стали
последней каплей: остальные подсматривали, я
точно видела; а мне вот и рассказывать всем, и в
текст не посмотреть, да еще при всех… меня… так…
«Я не буду рассказывать», – говорю с упорством
двоечника. В глазах – слезы. Такие же, какие были
бы у ребенка в этой ситуации. Но… в то же время
слежу за реакцией преподавателя. Мое учительское
берет верх: интересно понять, как он выйдет из
такой типичной для школы ситуации.
Долго уговаривать меня не стали: «Жаль, жаль». И
буквально через секунду преподаватель
обращается к ученику, который читал тот же текст,
что и я, только рассказывал его другой группе:
«Может быть, вы расскажете нам еще раз? А то часть
людей так и не узнают легенду об Эдельвейсе»…
Тот рассказывает не вполне уверенно,
преподаватель ему помогает и время от времени
ободряюще посматривает на меня. И как-то
незаметно для самой себя я начинаю говорить
вместе с ними, словно бы за компанию. Ведь так –
уже не страшно.
Этот прием вполне может быть использован и в
школе: ребенку, который (по одному ему известной
причине) внезапно замолчал, нужна помощь. В
первую очередь следует переключить внимание
окружающих на кого-то другого – так
замолчавшему, испугавшемуся или просто
обиженному будет легче прийти в себя. А потом
нужно дать ему возможность что-то сделать или
сказать. Не обязать, а именно дать возможность –
это важно. Использует он ее или нет, зависит от
многих факторов, заранее предсказать результат
вряд ли удастся. Тем и отличается
предоставленная возможность от приказа или
усиленной опеки.
Опоздание
С опозданиями на уроки так или иначе борются
все учителя. Только начнешь что-то объяснять, как
дверь открывается: «Здравствуйте! Извините!
Можно?» Как объяснить детям, что нельзя прерывать
процесс работы?!
Взрослые тоже опаздывают. И из-за пробок на
дорогах, и из-за огромного количества людей в
метро, и из-за вредного начальника, и… просто
потому, что привыкли опаздывать. Опоздания
взрослых воспринимались уважительно: «Добрый
вечер, все в порядке? Давайте включайтесь,
читайте (говорите, размышляйте, спрашивайте)».
Опоздавший улыбается – виновато, но радостно.
К опозданиям взрослых мы относимся с пониманием,
но к опозданиям наших учеников… Можно сколько
угодно говорить об уважении к личности ребенка, а
потом один раз так отругать его за опоздание на
урок, что он навсегда поймет: в нем видят не
равноправного человека, а подчиненного,
обязанного, которого можно публично унизить.
Однажды я услышала, как уважаемый мною учитель
пошутил над опоздавшим: «Ну, ты как всегда! Опять,
наверное, в туалете застрял?!» Со взрослым
человеком мы бы поостереглись так шутить…
В одной знакомой немецкой школе с опозданиями
очень эффективно боролся директор. Он завел
общешкольную копилку, куда каждый опоздавший
должен был положить один евро. Среди опоздавших
– и ученики, и учителя. Прибыль – на общешкольные
мероприятия. Я видела, как улыбались ребята,
которые вместе с учителями подходили к копилке
расплачиваться.
Неинтересно
На уроках детям часто бывает скучно. Похожие
упражнения быстро надоедают, монотонная,
однообразная работа вызывает сонливость и
раздражение. Тот же эффект был бы и в школе для
взрослых, если бы… виды работы не менялись так
часто, что надоесть просто не успевали.
Работа парная и групповая, чтение и работа над
грамматикой, перевод художественный или
подстрочный, пение и дискуссия – способы работы
менялись каждые… А вот время зафиксировать мне
не удалось. Наверное, если бы хоть одна форма
работы мне действительно надоела, я обратила бы
внимание на часы. Но работа шла очень динамично, и
постоянно казалось: если бы еще одну минутку мы
позанимались тем же, я обязательно поняла бы все
досконально.
Думаю, что многих педагогов такой ритм работы на
уроке не восхитил бы. Тем более – отношение к
предмету: никакого «закрепления», никакого
«полного» усвоения. Но поверьте, стоит один раз
побыть на таком занятии, почувствовать всю
прелесть этого динамичного и ненавязчивого
подхода, чтобы понять, как же порой неинтересно
бывает на уроках нашим ученикам…
Оценка
В течение занятий мне ни разу не поставили
отметку – ни в какой форме. Хотя я понимала, что в
данной группе я – «самое слабое звено» и к тому
же мало занимаюсь. Но разные формы работы
позволяли увидеть, чему я научилась и на что
стоит обратить внимание.
Была и еще одна форма оценки на этих занятиях.
Преподаватель постоянно демонстрировал всем
ученикам их «ценность». «Вы пришли, что у вас
нового? Может, слышали какие-то интересные
новости? Или в вашей жизни случилось что-то
необычное? Расскажите, пожалуйста, о своем
любимом издании, газете или журнале». О наших
новостях расспрашивали с таким искренним
интересом, что казалось, все, что с нами
происходит, очень важно для преподавателя.
Как часто детям на уроках в школе не хватает
именно такой ценностной оценки! Хотя чего проще:
нужно лишь в начале урока поговорить о том, что
для ребят интересно. И показать, что их новости
интересуют учителя, помогают по-новому взглянуть
на давно известные вещи, а иногда (чем чаще – тем
лучше) расширяют и его кругозор. Такая оценка не
только поднимает настроение у всех участников
образовательного процесса. Она инициирует
сильнейшее желание учиться: не для того, чтобы
исправить двойку или получить пятерку, а для
того, чтобы стать еще более интересным и нужным
для окружающих человеком.
Через эмоции – к смыслу
Может быть, коллег заинтересует, в какой же
школе я училась. Называется она «Авторская школа
Игоря Шехтера», учат там иностранным языкам.
Такие школы есть во многих российских городах.
Мой выбор был сделан не случайно: понадобилось в
сжатые сроки освоить новый иностранный язык. При
этом с детства знаю, что через правила и
выучивание слов я в него никогда не прорвусь. Не
могу я зубрить грамматику, не понимаю ее, а иногда
даже боюсь.
Метод, который используется в этой школе,
называется «эмоционально-смысловым». Человек,
который занимается по этому методу, не
«выучивает» язык. Он выращивает его в себе, на
основе собственного опыта, собственных эмоций,
смыслов, переживаний.
В мою учебу вплелись и общепедагогические
смыслы… Наверное, так и должно было случиться!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|