Вторая тетрадь
школьное дело |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Марина КАРНЕЛОВИЧ,
преподаватель кафедры возрастной
и педагогической психологии ГрГУ им. Я.Купалы
г. Гродно, Беларусь
«Школьные образы»
Методика, которая помогает учителю взглянуть на себя со стороны
Близится новогодний карнавал. Мы выйдем на сцену вместе
с детьми, надев маски и яркие костюмы, примерим на себя образы сказочных персонажей. А интересно, кем нас видят коллеги и ученики? Пройдя половину учебного года, мы можем оглянуться назад и подумать, насколько наш собственный образ соответствует нашим желаниям. Что стоит изменить?
А чтобы подведение итогов было эффективным,
воспользуемся упражнениями и методиками для самоанализа.
В рамках экспериментальной программы развития рефлексивных умений учителей психологи Гродненского государственного университета провели тренинг-семинар «Школьные образы». Этот тренинг, по отзывам самих участников, дает возможность по-новому взглянуть на свои отношения с детьми, коллегами, школьной администрацией.
Методика проста и может быть использована в любой школе.
«Чертоги» основной школы
Участникам было предложено разделиться на группы и поразмышлять над тем, как видят друг друга дети, учителя, школьные администраторы и родители. Какие культурные аналоги могли бы лучше всего передать эти представления?
Поясним, что культурный аналог – это вымышленный образ (сказочный персонаж, герой литературного произведения, мультфильма), который в чем-то подобен реальному человеку (например, типичному представителю какой-либо профессии) или отражает восприятие этого человека другими людьми. Метод культурного аналога был создан в педагогике рефлексивного сотворчества.
Так как же видят дети, к примеру, учителя начальных классов?
В одной из групп родилась идея, которую приняли практически все участники тренинга: учитель в начальной школе напоминает Курочку Рябу. Этот образ ассоциируется с безусловным доверием и принятием учителя.
Очевидно, что по мере взросления, с переходом в среднюю школу, ребята начинают иначе воспринимать учителя.
И снова вопрос: как иначе?
Размышляя над этим, наши группы придумали разные, в том числе резко контрастные, образы. Увы, большинство из них положительными не назовешь.
Так, часть педагогов пришли к выводу, что наиболее подходящий аналог здесь… Снежная королева. Учителя даже описали некоторые качества: отсутствие сопереживания и понимания, отстраненность, дистанцированность.
Рождение такого образа оказалось неожиданностью для педагогов: «Ну и ну! Размышляли мы, размышляли и доразмышлялись!», «Как же так: сначала Курочка Ряба, а потом Снежная королева? Чего мы боимся?».
Некоторые учителя решили, что учитель для старшеклассников – это Кощей Бессмертный, которого ученики стремятся победить. Еще одна группа создала образ Змея Горыныча о девяти головах. Головы змея символизируют широкую палитру чувств и личных качеств, которые учитель демонстрирует в общении с детьми: гнев, равнодушие, шутовство, сварливость, мудрость, радушие, огорчение, мечтательность…
А время от времени учитель ведет себя по отношению к ученику как Шапокляк, живущая под девизом «Что бы такого сделать плохого?». И как профессор из сказки «Двенадцать месяцев» – неуверенный в себе, либерально настроенный человек, который идет на поводу у детей, чтобы сохранить хорошие отношения. И как Мальвина – консервативная барышня, неукоснительно следующая раз и навсегда усвоенному алгоритму. Но учитель может быть и Доброй феей – мудрой, понимающей, творческой.
Пчелиный улей
Пожалуй, менее всего в педагогике изучены отношения учителей и родителей. Когда участники семинара-тренинга попытались посмотреть на учителя глазами родителей, возник образ Серого волка – персонажа из басни Крылова. Вероятно, в этом образе отразился довольно распространенный среди педагогов стереотип восприятия родителей: мол, они смотрят на свое чадо через розовые очки, а на учителя – через черные.
Учитель глазами учителей-коллег, по мнению участников тренинга, похож на актера в «Театре Карабаса-Барабаса». Школьные работники постоянно ощущают груз множества трудноразрешимых проблем, чувствуют себя несвободными и зависимыми.
Другие педагоги видят в учителе Царевну-лягушку, вобравшую в себя многочисленные роли женщины-учителя, достоинства которой не бросаются в глаза: «она вроде бы обычная, блеклая, невзрачная, но и жена, и мать, и умница, и хозяйка, и способна к творчеству».
Молодой учитель для коллег зачастую Гадкий утенок, перед которым стоит масса проблем: принятие начинающего специалиста школьным коллективом, одиночество, наличие потенциала «для превращения в профессионала».
Нашлись свои аналоги и для образа «учитель глазами администрации». По мнению участников тренинга, распространенный взгляд администрации на учителя – Папа Карло, смиренно несущий свою ношу, незаметный трудяга, создающий из неоформленной массы личность ученика. А типичный образ школы: пчелиный улей, в котором выделяются два рода учителей – пчелки-труженицы и трутни.
Как показало проведенные нами накануне тренинга исследование, учителя в основном ориентируются на восприятие коллег и администрации, но не детей. Говоря языком психологии, дети не являются для педагогов референтной группой, общностью, с ценностями, нормами и установками которой учитель соотносит свое поведение. И это многое объясняет.
Дело в том, что администрация и большинство учителей к главным качествам педагога относят: владение методикой преподавания, ответственность, интеллект, настойчивость, целеустремленность, трудолюбие. Приоритет этих ценностей ощущается буквально во всем. У нас на тренинге был вопрос: в чем вы видите цели собственного профессионального развития? В первую очередь участники называли две задачи: овладеть новыми методиками обучения и избавиться от «излишней» мягкости, стать более авторитарными.
А для детей, особенно подростков, самыми важными являются совсем другие качества: радостный учитель или грустный? Уравновешенный или постоянно раздражается? Импульсивный или сдержанный? Общительный или замкнутый?
За закрытой дверью…
А как педагоги представляют образ «ученик глазами учителей»?
В поисках ответа представители одной из групп решили воспользоваться методом «карнавала масок», акцентирующим внимание на эмоциональном мире детей. В результате у нас появились маски учеников «с фамилиями»: Унылый, Радостный, Безразличный, Удивленный...
Администрация школы, как предположили учителя, видит в ученике ежика из мультфильма «Сказки старого леса». Соответственно отношения с учеником выстраиваются по принципу: «Со мною можно ладить, не нужно только гладить. Не гладьте, ох, не гладьте, пожалуйста, меня...».
Иногда ребенок воспринимается школьными административными работниками как Буратино – ученик с завышенной самооценкой, за все берется, инициативный, хулиганистый. Мальвина – примерная, усердная. Знайка – сильный ученик, отличник, с которым учитель стремится дружить.
«Ученик глазами учеников», по мнению педагогов, часто подобен хамелеону, который меняет окраску. Он ищет свое истинное лицо, и пока сам не знает, кто он. Реже это Том Сойер – активный, предприимчивый, веселый, нарушитель норм.
Отношения между учениками в одной группе были представлены как отношения персонажей мультфильма – Лисы и Волка: противоречивая дружба с элементами хитрости, корысти, насмешливости. И тут тоже есть над чем задуматься: почему педагоги считают, что между современными школьниками не бывает искренней, бескорыстной дружбы?
Уважаемый учитель! Какие образы представляются вам наиболее подходящими для отображения современного учителя, с точки зрения коллег, управленцев, учеников? Что в первую очередь выделяют в ученике, учителе сами учителя, ученики, психологи, администрация?
С каким из представленных образов вы не согласны?
Предложите свои варианты рефлексивных образов, разнообразьте нашу галерею.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вы подготовили и провели урок.
Ваши замыслы, волнения – все воплотилось в нем. Теперь остались одни переживания: получилось ли то, что хотелось, или нет?
Что толку переживать, дорогой коллега, давайте лучше вернемся к вашему уроку еще раз. Внимательно прочтите и серьезно обдумайте следующие вопросы.
Не торопясь, честно и открыто (ведь только для себя!) попробуйте ответить на них.
Вы можете выбирать любые вопросы
и в любом порядке.
Чтобы это занятие дало свой результат, уделите ему достаточно времени – столько, сколь нужно, чтобы все осмыслить
и понять. Еще лучше, если вы это сделаете письменно в своем дневнике. Не беда, если в первый раз получится не очень гладко, ведь с собой нужно еще научиться разговаривать.
- Была ли моя стратегия урока удачной? Как можно было бы построить урок иначе, чтобы сделать его эффективнее?
- Научились ли мои ученики чему-нибудь на уроке? Если да, то благодаря чему? Если нет, то по какой причине?
- Произошло ли что-нибудь особенное на уроке? Если да, то что именно и почему?
- Насколько хорошо мой урок опирался на знания, опыт и интересы учеников? Как можно было это сделать лучше?
- Насколько гибко я адаптировал ход урока к ответам учеников и их поведению?
- Как мои ученики относились к тому, что мы вместе делали на уроке? С какими чувствами они уходили с урока? Было ли им комфортно на уроке?
- Удалось ли мне владеть дисциплиной в классе? Какие из моих приемов по поддержанию порядка на уроке работали лучше, а какие хуже? Почему? Что стоило сделать иначе?
- Удалось ли мне управлять собственным эмоциональным состоянием на протяжении всего урока? Если нет, то почему? Что мне надо учесть на будущее?
- Что мне далось труднее всего на уроке? Что потребовало от меня особых усилий? Почему? Что следует предпринять в следующий раз при таких обстоятельствах?
- Были ли мои обучающие приемы эффективны? То, чему научились дети, действительно связано с тем, каким образом я их учил? Что мне стоит учесть на будущее?
- Можно ли было провести этот урок иначе? Если да, то как именно? Какой стороне урока следует уделять большее значение: содержательной, методической, эмоциональной?
- На какие мотивы своих учеников я опирался на уроке? Учитывал ли я их внутреннюю мотивацию или привлекал в основном внешние стимулы? Как можно было еще побудить их к учебе и к успеху?
- Насколько объективно я оценил учебную работу учеников? Достаточно ли понятно для учеников комментировал поставленные отметки? Как оценки влияли на настроение учеников, на весь ход урока?
- Предоставлял ли я ученикам возможность самостоятельного управления своей учебной деятельностью? Если да, то в чем именно? Если нет, то почему и как это стоило бы сделать?
- Опирался ли я на теорию обучения при подготовке к уроку и в его проведении? В какой степени проведенный урок согласуется с выбранной мною теорией обучения?
- Что нового я понял и осознал в искусстве обучения в результате этого урока? Какой полезный для себя опыт приобрел, анализируя себя и этот урок? Что мне нужно сделать, чтобы стать более успешным учителем?
Упражнения из книги Анны Бязяевой «Психология думающего учителя»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|