Вторая тетрадь
школьное дело
|
...А может, уроки
пора отменить?
Что год грядущий нам готовит? Учителя обычно не формулируют четких профессиональных планов – школьная жизнь полна неожиданностей, и всякое может случиться. И с нагрузкой, и с классами, и в связи с внезапными политико-образовательными решениями. Но смиренных, сидящих сложа руки в надежде на лучшее будущее учителей становится все меньше. Больше тех, кто хочет знать, влиять, обсуждать.
Нас часто спрашивают: какие изменения ожидают образование в ближайшее время? Что станет со школой, почти погребенной под валом отчетности? С учителем, который теперь «без бумаж-
ки – букашка»? И когда же наконец под словами о личностно-ориентированном образовании появится твердая почва для его реального осуществления? Группа учителей из Ростовской области пишет нам:
«Учителю все больше нравится передавать знания, привлекая детей к проектной деятельности, выступать равноправным собеседником. В такой работе он видит больше возможностей самореализации для себя и учеников. Но ни проекты, ни полезные занятия в музее, на улице, в лесу, на стадионе, в производственных цехах не вызывают доверия у администрации. Этой работой можно заниматься только во внеурочное время. И вообще почему то образование, в котором нуждаются дети и которое придает смысл работе учителя, выносится за официальные рамки. А ведь порой только ради этих занятий ученики согласны терпеть скуку уроков первой половины дня, уроков по расписанию».
На эти вопросы ответил Эдуард Никитин, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, доктор педагогических наук, профессор:
– Скажу, исходя из планов государства и из моих личных соображений. По государственному плану у нас будет двенадцатилетнее общее образование. Старшие классы – профильные. Войдут в практику новые формы получения образования, в том числе и общего.
С моей же точки зрения, классно-урочной системы коснутся радикальные изменения. Она будет отмирать. На смену ей придут свободные формы организации обучения. И главная причина – отрицательные результаты международных исследований по качеству знаний российских школьников. Дети не умеют мыслить и принимать решения в нестандартных обстоятельствах. Классно-урочная система консервирует зоны, а не развивает ребенка. Кардинальные изменения неизбежны. Хотя отход от классно-урочной системы – это школьная революция.
...Кстати, о революциях. В Яблоновской школе Корочанского района Белгородской области есть давняя традиция проведения Юрьева дня. К этому дню учителя готовят всего одно занятие, не обязательно по своему предмету. А дети приходят только на те, которые им нравятся, пусть хоть на все 4–5 часов к одному учителю. Группы стихийно формируются как разновозрастные и мобильные, а деятельность неизбежно обретает проектный характер. Все – и дети, и учителя целый год с нетерпением ждут этого дня.
Будем же и мы надеяться, что от педагогического Юрьева дня до полной отмены классно-урочной системы пройдет не так много столетий, как от исторического – до отмены крепостного права.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|