Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

РЕПОРТАЖ  

Наталия КЛЮЧАРЕВА

Возвращение семьи

Цель и смысл работы с социальными сиротами именно в этом, считают в Каширском социально-реабилитационном центре

Ребенок перестает ходить в школу. Или ходит через раз. Дома – пьющие отец и мать. На улице – компании, где возможно все, от наркотиков до криминала.
Если поймают, попадет в спецшколу или колонию.
Или КДН – комиссия по делам несовершеннолетних – сработает на опережение. Родителей лишат родительских прав, а ребенка – в интернат. Исходя, как говорят чиновники, из его же интересов. Но главный интерес ребенка – его родная семья. Возможна ли система работы с социальным сиротством, направленная именно на сохранение семьи?
И выстроенная на педагогических принципах?
…В Каширском районе Подмосковья каждый третий ребенок воспитывается в неблагополучной семье. Средний показатель по стране. Но здесь половину детей, изъятых органами опеки, удается вернуть в родные семьи. Потому что сами семьи меняются, перестают быть неблагополучными.
А социально-реабилитационный центр, благодаря которому это происходит, так и называется – «Семья».

Фото автора

Особый статус

Каширский район Подмосковья, начало девяностых. Картина общая для всей страны: колхозы закрываются, одни сельчане уезжают в город, другие пьют. Резко растет число детей, ставших сиротами при живых родителях.
…Тогда, в 1994 году, в Кашире все могло пойти по накатанной колее социальной работы. Но в районе не было (да и сейчас нет) детского дома. И местные депутаты рискнули: учредили не детдом, а социально-реабилитационный центр, получивший название «Семья». Центру отдали брошенный дом отдыха, бывшую усадьбу помещиков Литвиновых.
Два года работники центра латали крышу усадьбы, давали детям кров, одевали, кормили, старались устроить их жизнь. Но потом, когда жизнь стала хоть как-то налаживаться, оказалось, что особый статус центра дает возможность выстроить педагогически точную модель работы с детьми-сиротами.

Центр – не инспекция

В 1998 году весь Каширский район поделили на семь участков. Каждый закрепили за конкретным сотрудником центра. Эти специалисты познакомились со всеми неблагополучными семьями на своей территории. И создав свою базу данных, теперь планомерно и регулярно работают с каждой семьей.
– Нас иногда путают с инспекцией по делам несовершеннолетних, – рассказывает директор центра «Семья» Ольга Пустынникова. – Относятся с недоверием, боятся. Мы же стараемся убедить родителей, что пришли помочь, а не наказать, не отобрать ребенка. Ведь наша задача – сохранить семью всеми возможными способами.
Но как ее сохранить, если 99% неблагополучных родителей страдают алкоголизмом и нигде не работают? А случаи, когда причиной семейного разлада становятся личные отношения, единичны?
У центра «Семья» – договор с районной психоневрологической больницей. Прежде всего родителей кодируют от пьянства, причем бесплатно. Одновременно с ними работают психологи центра: если не убедить отца или мать, что их поведение угрожает ребенку, они снова запьют.
Но и этого мало. Кто возьмет к себе в фирму или в цех закодированного алкоголика? Не видя перспектив, человек снова сорвется в запой. Чтобы этого не случилось, специалисты Центра ручаются за родителей перед работодателями. А тех, кому и ручательство не помогает, кто закодирован не в первый раз, центр «Семья» сам берет на работу. Уборщицами, дворниками, подсобными рабочими. Должности низкооплачиваемые, но главное – дать надежду, занять человека в этот сложный период.
Еще одна показательная деталь. Сотрудники центра ходатайствуют перед органами ЖКХ, чтобы в квартирах их подопечных провели бесплатный ремонт. Кроме того, центр помогает семьям оформить и получить государственные пособия, льготы и субсидии. Обычно родители либо вообще не знают о такой возможности, либо не в состоянии собрать всех необходимых справок и выстоять все очереди.

Шанс для родителей

– Некоторым семьям удается помочь, – говорит Ольга Пустынникова. – Быстрых результатов, конечно, не бывает. Бьемся с ними годами. Однако с 1998 года мы сняли с наблюдения двести пятьдесят семей. То есть около полутора тысяч детей к нам не попали, остались с отцами и матерями. Конечно, своих бывших подопечных мы из вида не теряем, стараемся предугадать возможные срывы. И соседи, и милиция – все нас знают. Чуть что не так – звонят, предупреждают.
…Все то время, пока ведется работа с родителями, ребенок живет дома, правда, под наблюдением психологов и педагогов центра. Это называется, по аналогии с больницей, «амбулаторное отделение».
Изъятие из семьи и помещение в «стационар» – крайняя мера. На нее специалисты центра решаются только тогда, когда от пьющих родителей отказываются врачи, потому что кодирование уже не помогает.
Однако на этом работа с родителями не заканчивается. Обычно, забирая ребенка из семьи, социальные органы тут же подают документы в суд на лишение родительских прав. Центр «Семья» делает это только спустя полгода – чтобы у родителей было время все осознать и попытаться исправиться.
По опыту специалисты центра знают, что для кого-то переезд ребенка из родного дома в казенное учреждение может стать серьезным стимулом, чтобы изменить свою жизнь. А если надежды нет – родительских прав уже лишили, то и стараться незачем.

Контакт с детьми

За десять лет через «стационарное отделение» центра прошли 422 ребенка. Почти половина – 49% – вернулись в свои родные семьи. Большинство родителей одумались именно за полгода между разлукой с ребенком и судом. А пятнадцать семей удалось восстановить уже после лишения родительских прав. Бывает и такое.
Поэтому центр «Семья» продолжает работать даже с теми, кого все-таки лишили родительских прав. Главное, чтобы не рвались семейные связи, даже если с юридической точки зрения их больше нет.
– Если мы видим, что ребенок соскучился, мы сажаем его в машину и везем в родной дом, – говорит Ольга Пустынникова. – Если остались бабушки или другие родственники, то обязательно их навещаем. Ребята постарше стараются помогать родителям. У нас была одна девочка, подрабатывала здесь техничкой. С каждой зарплаты она покупала продукты и отвозила матери. Девочка прекрасно знала, что как только она уедет, мать тут же пойдет менять продукты на водку. Но каждый месяц все равно возила, надеясь, что хоть что-нибудь у той останется.
Детей, попавших в «стационар», сотрудники центра «Семья» стараются сделать своими союзниками в борьбе за родителей. Старшим ребятам объясняют: в их семье сложилась такая ситуация, в которой им самим придется взять на себя роль взрослых. А для этого надо получить профессию, устроиться на работу и начать помогать семье, особенно если у них есть младшие братья и сестры.
Маленькие тоже принимают посильное участие в реабилитации родителей. В центре часто устраивают всевозможные концерты, ставят спектакли, на которые обязательно приглашают родителей. Это тоже очень действенная терапия.
– Один мальчишка попал к нам, – вспоминает Ольга Ивановна. – В школе у него не ладилось. Но разве на этом жизнь заканчивается? Стали с ним заниматься, и выяснилось, что он чудесно поет и танцует. И вот был концерт, где он выступал. Пригласили маму. И когда она его увидела на сцене, у нее слезы так и потекли. После этого она пошла на контакт с психологами, позволила себе помочь. Теперь мальчишка опять с ней живет.
Родителей, восстановленных в правах, тоже привлекают к работе с неблагополучными семьями. В центре «Семья» есть клуб для родителей, где люди встречаются, разговаривают, делятся опытом. Зачастую только тот, кто сам прошел через беды, может найти верные слова.
Кроме того, в клубе для родителей взрослых учат… общаться с детьми.
– Пьющие родители полностью теряют контакт с ребенком, – рассказывает Ольга Пустынникова. – Он растет и развивается без них. По сути, он для них – незнакомый человек. Они не знают, о чем с ним разговаривать.

Методики социального развития

Если уж ребенку пришлось покинуть родной дом, в центре «Семья» делают все, чтобы он провел это время с пользой. В деревне Лиды, где находится центр, своей школы нет. С 5-го по 9 класс ребята ездят учиться в соседнее село. Начальные классы занимаются в самом центре.
Уроки помогают делать воспитатели. У каждого в группе по 7–12 детей, поэтому есть возможность с каждым заниматься отдельно. Оценки немного выравниваются.
Однако дети из неблагополучных семей отстают от сверстников не только в учебе, но и в социальном развитии. Понимая это, педагоги центра разработали особую методику, позволяющую определить, какие навыки у ребенка «западают». Кто-то не знает, что такое душ и зачем надо мыться. Кто-то не умеет заваривать чай, заправлять кровать. Протестировав своего подопечного, воспитатель составляет индивидуальный план реабилитации.
Ребят учат не только элементарным бытовым навыкам. Старшие девочки работают в швейных мастерских, мальчики – в столярных. У малышей своя «мастерская», где они рисуют, лепят из глины, клеят из бумаги.
Раньше у центра было еще и подсобное хозяйство: быки, свиньи, утки. Правда, от всего этого пришлось отказаться после введения налога с продаж: содержать животных стало не на что. Зато остались лошади. Их кормят хозяева, а ухаживают воспитанники центра.
– Дети в конюшнях днюют и ночуют, – смеется Ольга Ивановна. – В пору давать нашим лошадкам ставку психолога! Ребята рядом с ними просто преображаются. Был у нас один мальчишка, в школе его всегда ругали, возвращался с уроков весь взвинченный, подойти страшно. И тут же шел на конюшню. Выведет лошадь, она травку щиплет, а он просто лежит без сил. И через час его уже не узнать, совсем другой ребенок!
Кроме того, в центре есть свой
спортзал с тренажерами. В богатой библиотеке сохранились уникальные издания XIX века, доставшиеся по наследству от помещиков Литвиновых, бывших хозяев усадьбы. В игровых комнатах стоят компьютеры.

...И даже личный фотоальбом

Живут в центре «Семья» по двое, максимум по трое. Порядок в комнатах поддерживают сами дети. У кого-то на стенах плакаты с певцами, у кого-то – домотканые ковры, сделанные своими руками. Дни рождения детей здесь отмечают широко, как Новый год или Восьмое марта: для каждого готовят специальную праздничную программу, пишут стихи, сочиняют песни.
У ребенка есть свой личный фотоальбом, а в конце пребывания в центре выпускнику дарят фильм о нем: все мероприятия снимают на камеру, а потом монтируют те моменты, где «засветился» этот ребенок.
С детьми здесь советуются даже о том, как потратить спонсорские деньги. Недавно получили небольшую сумму от открывшегося по соседству иностранного завода. Ольга Ивановна хотела купить диван в холл (старый, оставшийся еще от дома отдыха, сломался, телевизор смотрят, лежа на полу), но дети потребовали колонки: нужны для новогоднего представления. В итоге купили колонки.
– У нас нет никакого воспитательного секрета, – пожимает плечами Ольга Ивановна. – Мы не стараемся ничего слепить из ребенка. Наша задача – поставить его на ноги. Поступают они к нам ершистые, колючие, а спустя время – летят, целуют, обнимают, как родные. Дети есть дети. Детская душа тянется к добру. Здесь работают только те, кто понимает, что ребенка надо принимать таким, какой он есть. Больше ничего. Да, он бывает вредный, несговорчивый, упрямый, но он наш, куда мы от него? Никуда.
Закончив 9 классов, воспитанники центра поступают в техникумы или ПТУ. Переезжают в общежития. Но на выходные всегда возвращаются в «Семью». Воспитатели следят за их судьбой лет до двадцати трех. Да и потом в случае каких-то жизненных трудностей выпускники приходят именно сюда.
– Всякое бывает, – говорит Ольга Пустынникова. – И сватаем их, и женим, и крестим, как настоящие мамки. На свадьбы, конечно, нас зовут. Потом с детьми приходят в гости. Браки пока не распались. На работу помогаем устроиться, все при деле, четверо в армии отслужили. Неплохо живут. Главное – ни у кого не на шее, сами. И родителей поддерживают.

Опыт семейной жизни

На этом можно было бы и остановиться. Но специалисты центра «Семья» понимают, что могут дать детям практически все, кроме самого главного: модели семейных отношений. А из воспоминаний о родительской семье его не почерпнешь.
Поэтому, продолжая работать с родителями, специалисты центра начинают искать ребенку замещающую семью. Дают объявления в районных газетах, обзванивают знакомых. С потенциальными приемными и патронатными родителями занимаются психологи и педагоги. Взрослые проходят тесты на совместимость с ребенком, слушают лекции, посещают тренинги.
Правда, пока жители Каширского района неохотно берут в свои семьи воспитанников центра. Дело здесь не только в материальных причинах (в общей сложности за приемного ребенка в месяц платят 6 тысяч), но и в отсутствии прямого контакта с детьми.
В социально-реабилитационном центре «Семья» уверены, что если бы люди хоть раз пообщались с их подопечными, то приемных и патронатных семей стало бы гораздо больше. Пока активнее всего берут детей сами сотрудники центра.
Но поскольку ребенок все равно должен видеть нормальные семейные отношения, то его стараются отправлять в семьи хотя бы на выходные и праздники. К этому делу подключают родственников, знакомых, соседей. Взять ребенка к себе всего на несколько дней – это, конечно, не такая ответственность, как создание приемной семьи. На это люди идут охотнее и без опаски. А дети получают необходимый для будущего опыт семейной жизни.
Но и на выходные их чаще всего берут сами воспитатели.
– Что это за люди такие? – улыбается Ольга Пустынникова. – Да обычные люди. Все мы пришли сюда, отработав много лет в общеобразовательных школах, – я, к примеру, была учительницей начальных классов. Пришли по банальной причине: здесь выше зарплаты, на учительскую нельзя выжить. Но задержались далеко не все. Бывало, что и педагоги с научной степенью не выдерживали испытания нашими детьми, уходили, отработав кто две недели, кто вообще несколько дней. Случайных людей не осталось. Остались только те, кто умеет смотреть на ребенка, попавшего в беду, не с жалостью, а беспристрастно. Только так можно увидеть его проблемы и помочь ему.
И в наших детях тоже мы стараемся воспитать прежде всего нормальную самооценку, – продолжает Ольга Ивановна. – Научить его не врать себе, но и не отчаиваться. Что-то не получается? Ничего не поделаешь, мы попробуем помочь, но все зависит от тебя. Главное, мы пытаемся воспитать в них непотребительское отношение к жизни. Чтобы они могли все делать сами, но при нашей поддержке. Взрослый только показывает и находится рядом. Ребенок может все впитать, но для этого взрослый должен создать ему необходимые условия, что мы и стараемся делать.

…Сейчас в центре «Семья» работают над новым проектом. Здесь планируют открыть «стационар» для родителей. На территории бывшей базы отдыха есть небольшой заброшенный домик. Если его отремонтировать, то там одновременно смогут жить шесть семейных пар. Таким образом, ребенка не будет травмировать разлука с родителями. Они будут рядом. И в то же время под наблюдением специалистов.
Ольга Пустынникова уже договорилась с больницей, врачи согласны проводить все необходимые лечебные процедуры на территории центра. Дело за малым: найти деньги на ремонт. А они обязательно найдутся, если искать. Об этом в центре «Семья» тоже все знают.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru