Третья тетрадь
детный мир |
ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
От обидных кличек до прямой дискриминации
Признаки, которые подскажут
классным руководителям,
какие настроения бродят в школе
Волгоградская исследовательница Оксана Воробьева предлагает проводить своеобразный мониторинг. Она разработала простую диагностическую методику, которая позволяет педагогам проследить за изменениями микроклимата толерантности и нетолерантности в каждом классе. Вот несколько показателей.
Обратите внимание на:
- речь учеников: не появились ли между подростками клички с этническим «душком»;
- особенности смеха в классе: не насмехаются ли ребята над теми, кто не похож на большинство, над их внешним видом, языковыми ошибками;
- стереотипы, воспроизводимые учениками: используют ли дети негативные, оскорбительные обобщения, говоря о мигрантах, о людях другого этнического происхождения и цвета кожи, о стариках и инвалидах;
- предубеждения, которые дети приносят из дома и с улицы: считают ли ваши ученики, что некоторые группы людей, отличающиеся от большинства по
национальности, верованиям, здоровью, материальной обеспеченности, хуже или глупее других (тут не обойтись без анонимного анкетирования);
- специфику самоутверждения, самопредставительства среди ребят: не пытается ли кто-то из ребят хвастаться своим превосходством над окружающими на основании своих верований, этнического или социального происхождения;
- уклон к обособлению (сегрегации): не складывается ли в классе обыкновение собираться группами по национальным или религиозным признакам, не допуская туда «чужих» и противопоставляя им «своих»;
- возможные элементы дискриминации: нет ли в классе детей, которых вдруг перестали принимать в игры из-за того, что они не той национальности, что у большинства.
Если хотя бы по одному из показателей фиксируется неблагополучная картина, пора принимать меры!
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:
- Оксана Воробьева. Педагогические технологии воспитания толерантности. Волгоград, издательство «Панорама», 2006.
- Сергей Герасимов, Ирина Сковороднина. История и теория воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста. Архангельск, издательство Института истории и теории педагогики, 2006.
- Воспитание толерантности у школьников. Учебно-методическое пособие. Ярославль, издательство «Академия развития/Академия Холдинг», 2003.
- Как стать великодушным. Тренинги толерантности для подростков.
Москва, издательство МГУ им. Ломоносова, 2003.
- Толерантность как практическая философия педагогики. Коллективная монография.
Екатеринбург, издательство Уральского государственного университета, 2005.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|