Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
 

От обидных кличек до прямой дискриминации

Признаки, которые подскажут классным руководителям, какие настроения бродят в школе

Волгоградская исследовательница Оксана Воробьева предлагает проводить своеобразный мониторинг. Она разработала простую диагностическую методику, которая позволяет педагогам проследить за изменениями микроклимата толерантности и нетолерантности в каждом классе. Вот несколько показателей.
Обратите внимание на:

  • речь учеников: не появились ли между подростками клички с этническим «душком»;
  • особенности смеха в классе: не насмехаются ли ребята над теми, кто не похож на большинство, над их внешним видом, языковыми ошибками;
  • стереотипы, воспроизводимые учениками: используют ли дети негативные, оскорбительные обобщения, говоря о мигрантах, о людях другого этнического происхождения и цвета кожи, о стариках и инвалидах;
  • предубеждения, которые дети приносят из дома и с улицы: считают ли ваши ученики, что некоторые группы людей, отличающиеся от большинства по
    национальности, верованиям, здоровью, материальной обеспеченности, хуже или глупее других (тут не обойтись без анонимного анкетирования);
  • специфику самоутверждения, самопредставительства среди ребят: не пытается ли кто-то из ребят хвастаться своим превосходством над окружающими на основании своих верований, этнического или социального происхождения;
  • уклон к обособлению (сегрегации): не складывается ли в классе обыкновение собираться группами по национальным или религиозным признакам, не допуская туда «чужих» и противопоставляя им «своих»;
  • возможные элементы дискриминации: нет ли в классе детей, которых вдруг перестали принимать в игры из-за того, что они не той национальности, что у большинства.

Если хотя бы по одному из показателей фиксируется неблагополучная картина, пора принимать меры!

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

  1. Оксана Воробьева. Педагогические технологии воспитания толерантности. Волгоград, издательство «Панорама», 2006.
  2. Сергей Герасимов, Ирина Сковороднина. История и теория воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста. Архангельск, издательство Института истории и теории педагогики, 2006.
  3. Воспитание толерантности у школьников. Учебно-методическое пособие. Ярославль, издательство «Академия развития/Академия Холдинг», 2003.
  4. Как стать великодушным. Тренинги толерантности для подростков. Москва, издательство МГУ им. Ломоносова, 2003.
  5. Толерантность как практическая философия педагогики. Коллективная монография. Екатеринбург, издательство Уральского государственного университета, 2005.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"




Рейтинг@Mail.ru