Третья тетрадь
детный мир |
ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Хочешь доказать свою силу – заступись!
Уральский психолог Александр Перцев советует затронуть на классном часе психологические истоки конфликтов
Экстремизм и дети – понятия несочетаемые. К сожалению,
на практике деятельность экстремистских организаций иногда
все-таки пересекается с жизнью подростков.
Специалисты считают, что противостоять экстремизму поможет последовательное воспитание толерантности у детей
и подростков. Правда, дело это непростое, ведь вирусы нетерпимости школьники подхватывают не только на улице, но и дома.
Может быть, имеет смысл не просто говорить о национальной толерантности, а с раннего возраста приучать ребенка к тому,
что другое, иное, чужое есть великая ценность и в бытовом общении,
и в культуре. А сделать это помогут специальные методики,
игры и тренинги, материалы о которых мы сегодня публикуем.
Травят своих одноклассников обычно те ребята, которым не хватает уверенности в себе. Самоутверждаясь за счет того, кто по той или иной причине не способен дать отпор, дразня и преследуя представителей национального меньшинства, такие дети пытаются показать, что они – сила. Но ведь сила не в нападении, а в защите.
Очень важно донести до ребят, что издевательство над другими – всегда признак слабости: «Хочешь доказать, что ты сильный, – заступись. Все сразу заметят твою независимость».
Напомните ребятам, что непобедимые герои – от былинного Ильи Муромца до современного Джеймса Бонда – всегда защитники, а не агрессоры.
Если правила, по которым живет детский коллектив, содержат установку «сила – это защита», насилие в классе не приживется.
Опыт показывает, что «другого», «непохожего» одноклассника травят не большинство учеников, а меньшинство. Остальные помалкивают и не вмешиваются. Кто-то просто трусит, потому что робок и слаб, кто-то смущается, потому что не привык «высовываться», а кто-то – и таких подростков немало – не хочет показаться «самым правильным». Но если хоть один отважится сказать: «Прекратите! Отстаньте от него!», то ситуация может измениться.
Испытать на себе, каково это – быть в меньшинстве, отличаться от всех, предлагают ребятам специалисты Московского университета, выпустившие пособие «Как стать великодушным. Тренинги толерантности для подростков».
Одна из игр называется «Белая ворона». Проводится она так. Ведущий (учитель) сообщает классу, что задание будет нелегким, и приглашает
добровольца. Кто-то из инициативных и любопытных подростков вызывается быть первым. Игроки вместе с добровольцем становятся в круг. Веду-
щий – в центре.
Задание на первый взгляд простое: все ребята, кроме добровольца – «белой вороны», повторяют движения ведущего, а доброволец должен делать что-то иное. Все берутся за руки, а он хлопает в ладоши. Все подпрыгивают, а он приседает. И так далее.
Затем ведущий говорит: «Это трудно – быть не таким, как все. Кто вызовется ему помочь?» Упражнение продолжается, но кто-то из игроков присоединяется к «белой вороне». Потом еще и еще. Игра заканчивается, когда количество «белых ворон» сравняется с количеством остальных.
Эта игра не только дает опыт непохожести, но и моделирует ситуацию, в которой игрок должен оторваться от большинства и стать на сторону
одного.
«Да может, он, этот один, – плохой, вредный и защищать его вовсе не надо!» – могут посчитать подростки.
Что ж, психологи были готовы и к такой постановке проблемы. Они разработали специальную игру «Черное и белое».
Двое ведущих (хорошо, если на помощь учителю придет кто-то из родителей) раздают игрокам по десять карточек. Пять помечены знаком «–»,
пять – «+». Ребятам предлагается записать на карточках с плюсом те положительные качества, которые, по их мнению, у них есть. На карточке с минусом – те качества, которые неприятны самому игроку и мешают в отношениях с другими людьми. Можно писать печатными буквами, не бояться быть искренним: все карточки с минусом все равно потом будут перемешаны.
Когда игроки закончат писать, карточки с плюсом останутся у них, а карточки с минусом нужно сложить в коробку или в конверт.
Один из ведущих перемешивает их и выписывает характеристики на классную доску или лист ватмана, группируя в несколько столбцов, потому что отрицательные качества будут повторяться. Второй ведущий просит ребят прочесть вслух те качества, которыми можно гордиться.
Затем игроки смотрят на список отрицательных качеств, а ведущие предлагают обсудить два вопроса: «Согласны ли вы с тем, что у каждого есть и отрицательные, и положительные качества?», «Можно ли считать, что одни – воплощение зла, а другие – добродетели?».
Укреплению взаимопонимания способствует игра «Я – особенный». Ребята распределяются в группы по трое-четверо. Для создания групп можно использовать считалку, жребий или какие-нибудь другие игровые методы.
Каждая группа получает лист бумаги, на котором написано «Общее» и «Особенное». Стараясь узнать друг о друге что-то новое, ребята заполняют обе графы, смешивая серьезное и смешное, важное и неважное. Например, «Общее»: любим мороженое, ненавидим предательство, слушаем группу «Звери», хотим мира на земле… «Особенное»: Марина мечтает стать дизайнером, Вахтанг играет на гитаре, Сережа коллекционирует марки…
Заполнив листки, группы соединяются и обсуждают такие вопросы: «Приятно ли вам было узнать, что у вас так много общего? И что каждый – такой особенный?»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|