Третья тетрадь
детный мир |
ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
У нас так принято
Школьный уклад как средство
против подросткового национализма
Национальный экстремизм в России давно перестал быть уделом малоизвестных партий, чьи лидеры еще пять-шесть лет назад сильно удивлялись, увидев по ТВ репортаж о собственном митинге. Сегодня символика националистов везде – на заборах, на листовках в почтовых ящиках.
По официальным данным, численность националистических группировок достигает 30 000 человек. По независимым экспертным оценкам, их в разы больше.
Но становящийся уже практически легальным политический национализм лишь вершина айсберга. В основании – национализм бытовой; социологические опросы последних лет показывают, что так или иначе лозунг «Россия для русских!» поддерживают 50% респондентов. Выходит, что в среднестатистической российской семье по крайней мере от одного из родителей ребенок может услышать: «Понаехали тут…» – с соответствующими эпитетами в адрес «понаехавших».
Что с этим делать школе, учителям? Родителей не переделаешь, в каждую семью не влезешь. К тому же националистические настроения поддерживает государство: у всех еще на слуху антигрузинская кампания, которая коснулась и школ.А школа – институт и общественный, и государственный.
Но это тот случай, когда обособленность системы образования может принести пользу. Достаточно вспомнить недавний случай в одной из элитных московских школ, где ученики старших классов, общаясь в интернете, высказывались в духе трамвайных дискуссий по национальному вопросу.
Школа заслуженно известна своими демократическими принципами. Но в этой ситуации учителя решились на неожиданный и показавшийся многим неоправданно жестким шаг. В школе был введен особый кодекс. Это не правила распорядка, не внутренний закон. Скорее сборник традиций, то, о чем можно сказать: «здесь так принято». Или в случае необходимости: «здесь принято – так!». В частности, в сборнике говорилось, что в школе принято равно уважать всех людей и людей разных национальностей в том числе.
На педагогических форумах в интернете педагогов школы многие обвиняли в произволе, в отказе от демократических традиций учебного заведения. Но почему-то мало кто обратил внимание на то, чем закончился исходный конфликт. Ученики школы – в том числе и нарушители спокойствия – приняли кодекс. Принадлежность к школе, причастность к ее особому укладу оказались сильнее подросткового национализма.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» экстремизм определяется как планирование, подготовка и совершение действий, направленных, в частности, на:
- возбуждение расовой, национальной, религиозной, социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
- создание и распространение материалов экстремистского содержания;
- пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и сходных с этой атрибутикой символов.
Некоторые поступки подростков могут оказаться в опасной близости к этим пунктам. Увы, старшеклассники уже становились причастными к таким действиям и призывам, которые по закону признаются экстремистскими.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|