Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Известно, что организация учебного пространства во многом определяет поведение учеников. Одно из последних исследований в этой области было проведено сотрудниками Московского государственного педагогического университета.
В ходе исследования ученые меняли расстановку парт и отслеживали, как эти изменения отразятся на учебном процессе. Причем на начальном этапе занятия велись в классе с традиционной организацией учебного пространства. Очевидно, что она закрепляет жесткое главенствующее положение учителя и затрудняет групповое взаимодействие детей. «Мы неоднократно пытались организовать коллективное обсуждение проблемы в этих условиях, – рассказывает доктор психологических наук А.Савенков в статье «Расстановка парт и психологическое пространство учащегося в классе» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 8 за 2006 год). – Результаты неизменно оказывались более чем скромными: вместо того чтобы высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, ученик автоматически налаживал визуальный и речевой контакт с учителем и адресовал свою речь только ему».
Совершенно иная картина наблюдается при расстановке парт в виде прямоугольника: возрастает активность учеников, продуктивнее становится учебное взаимодействие.
Заметим, что эта форма организации учебного пространства тоже предполагает особую роль педагога, ведущего обсуждение. Психологи пробовали сажать учеников на место ведущего, и оказалось, что при таком размещении участников дискуссии ее результативность не зависит от статуса ученика в коллективе сверстников. И «звезд», и «отверженных» одноклассники однозначно воспринимали как лидеров. А вот в ситуации, когда все рассаживались по кругу, с ролью спикера справлялся только тот ребенок, у которого были лидерские способности.
Надо сказать, что изменение расстановки парт может привести к различным учебным эффектам в начальной и средней школе. Эти весьма существенные нюансы подробно описываются в статье.

Ученик пропускает занятие, не делает домашнее задание, нарушает дисциплину… Что делает учитель? Вызывает родителей, наказывает ребенка. Многие считают, что это наиболее простой способ добиться желаемого. Но, как отмечают психологи, при этом базовая причина проблемного поведения не устраняется, а ищет другие каналы выхода и находит их в болезни, страхах, агрессии, девиантном поведении…
С точки зрения позитивной психологии необходим иной подход. Прежде всего педагогу надо научиться видеть за проблемным поведением ребенка его скрытые способности (желания, стремления) и, более того, предвидеть, во что эти способности могут развиться. Важна так называемая позитивная интерпретация поступка: не констатация, а изменение точки зрения на проблему. Например, если мы интерпретируем лень как способность сохранять энергию, то, во-первых, исчезнет традиционное отрицательное отношение к лени, а во-вторых, возникнет вопрос: зачем ребенку сохранять энергию? Размышляя над этим, учитель может прийти к оптимальному решению проблемы.
А как в позитивном ключе интерпретировать повышенную агрессивность, отрицание внешних авторитетов, чрезмерную выраженность каких-либо личностных качеств? Об этом читайте в статье психологов Белгородского государственного университета В.Грибневой и И.Щербаченко «Как понять и принять ребенка во всей полноте» (НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 8 за 2006 год).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru