Вторая тетрадь
школьное дело
|
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
У книжной полки
Даниэль Пеннак
Как роман
М.: Самокат, 2005.
Ни пересказывать, ни цитировать эту книжку невозможно – не остановишься. Ее нужно читать самому, лучше в выходной, чтобы не отрываясь.
Автор пишет о взаимоотношениях ребенка с книгой и чтением, в частности, о том, почему подростки не любят читать. Но не скрипучими официальными словами, а очень по-человечески (несмотря на то что педагог). В аннотации написано, что он «щедро делится методами столь же простыми, сколь и результативными». Ну, не знаю… Трудно представить себе что-то более далекое от дидактики и методики. Собственно, и сама проблема «он не хочет читать!» порождается, на взгляд автора, нашими несгибаемыми, как лом, методами.
Диалоги взрослых о проблеме, разговоры с детьми, воспоминания, запечатленные точно и легко, с неподражаемыми авторскими комментариями, – все это возвращает нам абсолютно узнаваемые ситуации. Ситуации, в которых мы своими руками порождаем у ребенка книгофобию. С самыми благими намерениями мы делаем все, чтобы душа у ребенка не лежала к чтению.
Автор напоминает нам о том, какими читателями были в юности мы сами; что испытывает ребенок, впервые прочитавший слово; подробно и очень правдиво (потому что педагог?) показывает момент, когда книга становится для подростка наказанием. Ты невольно киваешь и удивляешься, как раньше не обращал на это внимания, и вдруг видишь, чего нельзя делать, если хочешь, чтобы ребенок любил читать. Это в равной степени касается и родителей, и учителей.
В третьей части мы доходим до описания того, как Пеннаку удалось приохотить к чтению целый класс подростков, от-
вергнутых «хорошими» школами. Он просто читал им вслух. Но я убеждена, что это сработает далеко не у каждого учителя. Для тех, кто пропустит начало книги или сочтет написанное там неинтересным, метод не даст ничего. Читать нельзя заставить. Можно только любить чтение вместе с ребенком. И для того чтобы это не оставалось пустыми призывами, Пеннак напоминает нам, какие права мы сами себе присвоили как читатели: читать по своему выбору, не дочитывать то, что не нравится, перечитывать любимое по многу раз, молчать о прочитанном… И что из этого мы разрешаем ребенку?
С.Д.Поляков, С.В.Данилов, М.В.Ерхова,
И.А.Семенова
Как управлять психологией урока,
или Психопедагогика в образовании
М.: Сентябрь, 2006.
Учитель часто относится к психологии и к психологам с недоверчивым интересом: они что-то такое понимают про личность и то, что с ней происходит (а может, только делают вид). А спрашивают почему-то с нас. И воспитание патриотизма, и осознанное отношение к учебе, и благоприятный климат в классе. То есть большинство эффектов учительского труда находится в области психологии. Для тех, кто устал непрерывно спотыкаться об это противоречие, книга будет интересна.
Авторы предлагают нам в контексте непривычной для нас науки психопедагогики рассмотреть то, что происходит на уроке. Учитель интуитивно конструирует урок из разных элементов: применяет ту или иную технологию, определенным образом организует урок. И получает эффект, который если и анализирует, то тоже интуитивно.
Из книги же мы можем узнать, как влияет на учеников, например, расстановка парт в классе или не строго фиксированное время урока (ученик имеет право выйти из класса, когда почувствует, что для него занятие окончено). Эти данные получены в ходе эксперимента с помощью шести учителей, которые проводили серии уроков, в каждом из которых один элемент – технологический или организационный.
Первую, теоретическую, часть читать трудно. Хотя текст и построен в виде диалога читатель–автор. Видимо, рассчитано на более сообразительного читателя, чем я: я бы задавала более подробные и простые вопросы. Зато когда дело доходит до результатов эксперимента, читается как детектив. Например, если дети мотивированы на получение отметок, а вы хотите, чтобы они ощущали свою субъектность при получении знаний, не дробите урок на несколько фрагментов. А если ориентироваться на мотивацию «мне интересно» вместо отметки, то урок должен состоять из нескольких этапов, разных по форме. Кстати, по поводу некоторых результатов авторы сами удивляются.
Помимо учителей книга может быть интересна управленцам и специалистам системы повышения квалификации. Вторая ее половина – про обучение учителей. Подробно рассматриваются образовательные эффекты таких форм, как лекция, рефлексивная деловая игра и тренинг-практикум. Заодно дается подробное описание, как их проводить.
Есть и инструкции для тех, кто на собственной практике захочет поэкспериментировать с разными технологиями и организацией урока.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|