Вторая тетрадь
школьное дело |
КОНТРОЛЬНАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Карточки компетенций
Как вернуть ребенку уважение к себе,
даже если он совсем плохо учится?
Очень часто бывает, что ученик, например, не умел решать задачки по теореме Пифагора и получил «2» за контрольную. А после усиленных занятий освоил тему, но в новой контрольной задачка «на Пифагора» была только одна, и он опять получил «2».
Получается, детский успех никак не был замечен. А ведь сегодня он решает эти задачки не хуже, чем те, кто получил пятерки сразу. Выходит, след первой неудачи тянется за ним долго, ухудшая его средний результат. Получается, мы оцениваем не уровень достигнутых на конец четверти компетенций, умений, а своевременность прохождения станций. Как поддержать ребенка, которому нужно чуть больше времени на освоение программы? И он потратил это время! А что получил?
Я составляю карточки компетенций. На уроке работа ведется по базовой программе. Но ученику дополнительно дается карточка со списком компетенций, которые мы сначала обсудили, договорились, что они означают, как их можно оценить. Карточка помогает ребенку видеть те компетенции, которыми он должен овладеть за данный период (четверть, год), помогает сформулировать свои цели относительно официальной программы. Кроме того, такие карточки – прекрасное средство общения с родителями.
Формулируются компетенции предельно конкретно. Например, для маленьких детей на любом уроке актуальная проблема – ведение тетради. Записываем важную компетенцию: умею вести тетрадь. Вводим подпункты: тетрадь подписана; ее содержание читаемо; она структурирована – есть числа, заголовки, темы. Если речь идет о работе с микроскопом, то в число важных навыков, помимо умения обращаться с препаратами и располагать их под окуляром, входит и привычка убирать микроскоп обратно на полку после занятий.
Против каждой компетенции после каждой очередной контрольной, самостоятельной работы, проверки тетрадей можно поставить ряд символов, означающих, что:
– в день проведения проверки ученик проявил владение компетенцией в полном объеме;
– ученик выполнил задание, хотя его умения еще несовершенны;
– ученик не выполнил задание, но был близок к правильному решению;
– работа не выполнена.
Время от времени ученик может просить учителя еще раз проэкзаменовать его на предмет владения той или иной компетенцией. В конце полугодия получается множество оценок по поводу каждой компетенции, из них учитывается последняя. Так, чтобы можно было понять: сегодня ученик знает (умеет) вот это. Остается проблема: как превратить все эти таблички в оценки, которые должны появиться в клеточке журнала и дневника? Учитель может заранее объявить, сколько символов будет соответствовать той или иной отметке. Конечно, не все компетенции равнозначны, поэтому у некоторых есть известный ученикам коэффициент, на который умножается количество полученных символов.
Принцип учета последнего результата заставит нас оценить то, что ученик уже знает, а не то, как он двигался в течение четверти. Ребенок теперь отлично понимает, откуда берется его отметка, из чего она складывается, как на нее можно повлиять.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|