Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧИМ ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ
 

Ильгиза ГУМАРОВА,
куратор предпрофильной подготовки
г. Зеленодольск, Татарстан

Что город может предложить школьникам

В Зеленодольске профориентация – часть кадровой политики местных властей

Простой путь – изучить потребности девятиклассников и обеспечить их выбор соответствующими элективами. Более сложный – вести коррекцию выбора. Наш город, например, промышленный. Градообразующие предприятия – это кораблестроительный завод, механический, моторостроительный; мебельный и молочный комбинаты. Требуются инженеры и высококвалифицированные рабочие, а не секретари-референты и юристы. В таком случае резонно поставить вопрос: что может город предложить школьникам?
Глава Зеленодольского муниципального района Геннадий Емельянов правильно понял идею педагогов и поддержал. И оказалось, что заместители директоров предприятий по кадрам изъявляют огромное желание работать со школьниками. Речь сразу пошла не только о традиционных экскурсиях и беседах. Машиностроительный завод, например, предоставил рабочие места на сборке и упаковке холодильников, доверил контроль за станочно-слесарными работами, предложил и другие формы стажировки. Со временем на предприятии ввели должность менеджера по работе с молодежью.
Откликнулись не только заводы и совхоз, но и техникумы, вузы, учреждения дополнительного образования. Встала задачи координации профориентационного образования, охватившего весь город. В каждой из 12 школ, участвующих в эксперименте, работают кураторы по профориентации (уровень заместителя директора) – в содружестве с классными руководителями предпрофильных классов, в контакте с представителями предприятий и учреждений. Формы общения – переписка, конференции, встречи. Так нам удалось придать статус предпрофильной подготовки даже подготовительным отделениям вузов и техникумов города. Теперь лишь часть элективов читается в школе, учителями. Мы заметили: когда курс ведет профессионал-практик, эффективность очень высокая.
Порой спрашивают: а что дает участие в эксперименте лицеям и гимназиям, ведь там учатся дети, готовящие себя к интеллектуальному труду? Однако и эти дети не чураются профессиональных проб, производства, жизни. Им интересно учиться за стенами школьных кабинетов, и бывает, они меняют первоначальный выбор. Кстати, о выборе. В этом году школы закончили дети, которые прошли сетевую предпрофильную подготовку от начала, с 8 класса. Данные об их выборе дальнейшего образования таковы: техническое направление поднялось с седьмого места на второе, педагогическое – с последнего на четвертое. Примечательно, что значительно вырос интерес к оборонно-спортивному направлению. Расположенные к физической культуре юноши и девушки не видели перспективы развития своих способностей, претендовали на роли офисных работников. Теперь в военные и спортивные учебные заведения поступают многие.
…Первый наш принцип – многообразие проб. А это предполагает расширение
профориентационной сети. За пределы города, района мы уже вышли. И сами удивляемся тому, как охотно устанавливают с нами связи учебные заведения Казани, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru