Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Людмила КОЖУРИНА

Образовательные профили становятся чеканными

Почему предпрофильная подготовка и профориентация не срабатывают в рамках школьной системы

На дворе еще только декабрь, а на повестку дня школьных педсоветов уже поставлена проблема формирования будущих 8-х и 9-х классов: о состоянии предпрофильной подготовки, предварительное обсуждение состава классов.
Поскольку единой модели предпрофильной подготовки у нас нет, каждая школа старается подстроить систему внешних требований под себя. Получается по-разному, хотя дальше академических профилей дело, как правило, не идет. Да и школьное ли это дело – неакадемические профили?
Пусть мы хорошо знаем, что для жизненного успеха и семейного благополучия многознания вовсе
не требуется, все же исходим из того, что вынужденный учебный труд никому не повредит.
Однако в профориентационном треугольнике «хочу – могу – надо» три вершины. Упор исключительно на принудительную составляющую препятствует развитию социальных желаний и возможностей человека.

Чьи предпочтения учитываются?

Если в школе – чаще это лицеи и гимназии – традиционно жесткий профиль, языки или математика, предпрофильная «подготовка» очень простая: намечается отсев менее способных и объявляется дополнительный прием способнейших. И тут неизвестно, кому повезло. Оборотной стороной «качественного» элитарного образования часто оказывается неуверенность в себе, ослабленное здоровье и повышенный уровень агрессии: успех сопряжен с непрестанной гонкой за подтверждение лидерства.
Другое дело – многопрофильные школы с широким спектром выбора. Потребности детей исследуются, проводится анкетирование, и классы формируются с учетом детских предпочтений. Однако чаще на словах, чем на деле. Потому что, во-первых, не всегда школа может предложить ребенку именно то, что он предпочитает. Спорт, например, искусство, ремесло. Теоретически, конечно,
может – перейти с массового БУПа-3 на БУП-4, но все знают: затея хлопот-
ная – новые программы, расписание, кадры. Все это надо долго утрясать и согласовывать. Есть, например, в Нижнем Новгороде школа, ученики которой восемь лет подряд занимают призовые места во всех спортивных соревнованиях; при школе – известный в городе танцевальный коллектив с большими традициями. А вот профили школа избрала исключительно математические. «Почему не спортив-
ные?» – «А кто нам разрешит? У отдела образования свое мнение, да и родители не видят никакого смысла в специальном развитии спортивного направления: в вузы нужна математика».

«Сам виноват»

Во-вторых, выбирая что-то одно, ученик часто теряет другое, например, когда нужны и сильный английский, и сильная математика. Выбери английский – и тогда еще один язык, усиленные гуманитарные дисциплины; а за математикой следуют физика, информатика и еще что-то тяжелое и ненужное.
В-третьих, что наиболее драматично, раз выбрав, ученик лишается возможности менять намерения и предпочтения, особенно если семья «передумавшего» не в состоянии оплачивать компенсирующие частные уроки. Вот и получается, что в гуманитарном классе сидит ученик, собирающийся поступать в технический вуз: ненавидит литературу, ждет уроков математики, которые ведет его любимый учитель. По какой-то причине этот учитель не ведет их в профильном матклассе, и вот за право учиться у своего учителя человек периодически расплачивается выслушиванием предупреждений классного руководителя: «Только попробуйте сунуться сдавать физику и математику в вузы!». Пример, к сожалению, не редкий.

Почти утопия

Опыт некоторых школ, работающих со старшеклассниками по индивидуальным учебным планам, вызывает сегодня огромный интерес. Однако широкого распространения он не получает, поскольку следствием такого подхода становится многократное увеличение нагрузки на администрацию и педагогов школы. Классно-урочную систему никто не отменял плюс освоение работы по управлению и оперированию образовательной сетью, когда к одному составляется еще две сотни расписаний и приходится демонстрировать чудеса изобретательности, чтобы создать условия для такого образования, которое ученику нужно.

На самом деле

Мониторинги показывают, что дети недовольны тем, чему их учат на профилях, и отдают предпочтение общеобразовательным классам, больше надеясь на подготовительные курсы и репетиторов, чем на своих учителей. «Я записался на экономику, а у нас каждый день по две географии… В гуманитарном классе восемь часов литературы и никаких языков, история слабая… От физики деваться некуда, а я здесь учусь из-за математики» – эти и подобные ответы дают десятиклассники школьному психологу, взявшемуся анализировать самоопределение школьников. Вывод: 70% учеников сомневаются в выборе, который они сделали в девятом классе, 20% – раскаиваются. Психологи утверждают: требовать самоопределения от девятиклассников преждевременно.

С учетом обстоятельств

Для администраций школ это не секрет. Вынужденные формировать профильные классы, директора и завучи исходят из простых соображений пользы, из правила «не навреди». Они отказываются от нематематических профилей, поскольку:
а) выбираемые школьниками вузы и колледжи спрашивают в основном математику, б) всем сдавать ЕГЭ по предмету, и хуже никому не будет.
Но тогда отпадают за ненадобностью и опросы восьми-девятиклассников по поводу их предпочтений. Нет смысла в пробах в виде элективных курсов. Мероприятия по профильной ориента-
ции – для галочки. Сплошь и рядом на элективе, призванном дать представление о профессии, дети дополнительно занимаются по предмету, готовятся к экзаменам. А специально выделенный из технологии час для профориентации тот же учитель технологии занимает работой по своему усмотрению.
И получается, что на фоне углубленного изучения одних предметов в ущерб другим слова о личном выборе и индивидуальной образовательной траектории обращаются в свою противоположность: гуманитарию «не положено» осваивать компьютерные технологии, а технарю – читать Заболоцкого и Пруста. Дело обставляется таким образом, чтобы ученик чувствовал: это его проблемы, а не образовательного учреждения, не разработчиков и проводников идей и программ предпрофильной подготовки.

За горизонтом школы

Правда, сегодняшний девятиклассник может получить профориентационную поддержку и за горизонтом своей школы. Сетевое образование набирает силу. Во-первых, среди интернет-проектов, созданных педагогами-энтузиастами, есть такие, которые обучают выбору профессии. Во-вторых, по решению отдельных муниципалитетов, профориентационной сетью для школьников становятся все предприятия территории.
И тогда то, что в силу многих причин не срабатывает в рамках школьной системы, – тренировка в гибкости выбора, в ответственном принятии решений, самостоятельном поиске нужной информации, оптимистическом взгляде на мир – прекрасно развивается в сетевом сообществе. Стоит подключиться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru