Первая тетрадь
политика образования |
СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. ТЕНДЕНЦИИ
Бег в мешках с деньгами
Чтобы получить президентский миллион, школам пришлось выполнить десятки бюрократических требований в очень короткие сроки. А тратить эти деньги приходится – в кратчайшие
Министр Андрей Фурсенко пообещал, что учебные заведения, которые не успеют потратить президентский миллион
до 15 декабря 2006 года, автоматически лишатся этих денег.
А также права участвовать в конкурсе в следующие годы.
Непотраченные средства вернутся обратно в федеральный бюджет.
Андрей Фурсенко подчеркнул, что «сроки освоения грантов сдвинуты
не будут, несмотря ни на какие требования». А письма и звонки
с просьбами об отсрочке поступают в Министерство образования
и науки практически со всей страны.
По словам Андрея Фурсенко, наиболее проблемными на сегодняшний день являются 13 регионов: там истрачено лишь 30 процентов средств. По убеждению Андрея Фурсенко, в ситуации виноваты исключительно директора школ, в которых не оказалось необходимой «менеджерской жилки».
– Если в школах не появится нужное не только педагогам, но в первую очередь школьникам оборудование, то это будет вина тех руководителей, которые не справились с взятой на себя ответственностью, – подчеркнул министр. – Все деньги были перечислены на счета школ до 6 июля. Дети будут наказаны лишением нужного оборудования своими же руководителями. Каждый случай будет рассматриваться мной лично.
Что касается директоров школ, то они, в свою очередь, будут очень рады, если Андрей Фурсенко на самом деле найдет время для того, чтобы лично разобраться в каждой конкретной ситуации. Потому что положение дел на местах значительно отличается от сведений министра.
Так, в Вологодской области само решение о форме перечисления средств было принято только 5 октября. Лишь после этого школы начали открывать счета, в отдельных районах эта процедура затянулась до конца октября. Потом началось перечисление средств. В итоге вологодские школы получили деньги не в начале июля, как считает Андрей Фурсенко, а в начале ноября.
При этом вологодские чиновники планируют еще и проверить, насколько «целевым» было экстренное расходование средств приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).
– Деньги давались именно для развития инновационных программ, – заявила начальник отдела департамента образования Вологодской области Марина Коробова. – И нужно посмотреть, поможет ли закупленное оборудование сделать качество образования более высоким, или это было просто латание дыр. К сожалению, многое пошло именно на это.
Кстати, на проверки жалуются не только в Вологодской области. На Южном Урале различные инспекции зачастили в школы еще до того, как те получили федеральные гранты. Сложилась парадоксальная ситуация: деньги еще не поступили, а ревизоры уже требуют отчетности и грозят завести дело об административном правонарушении.
Вообще, по данным на 7 декабря (то есть за неделю до последнего срока), каждая четвертая школа Челябинской области еще не потратила «президентский миллион».
– С конкурсом не все сразу получилось, – рассказывает начальник управления образования Еткульского района Челябинской области Лидия Рябова. – Удалось провести его только со второго раза. Поставщики почему-то не очень охотно откликались.
В Верхнеуральском районе Челя-
бинской области другая проблема: конкурс удалось провести с первого раза, но подвел поставщик. Фирма, выигравшая тендер, до сих пор не поставила нужную оргтехнику в Межозерную школу.
В управлении образования Верх-
неуральска скопилась масса гарантийных писем, объяснительных и прочих бумаг, которые, увы, нельзя представить как финансовые отчеты.
– Директорам школ многому пришлось научиться в эти месяцы, – заявил начальник управления образования Верхнеуральского района Виталий Фо-
мин. – Условия, в которых приходилось осваивать заветные миллионы, сравнимы с фронтовыми. Ошибаться было нельзя.
Во всех без исключения регионах «освоение» миллиона задержала… интерактивная доска. Дело в том, что этот модный прибор производит единственная в стране фирма. Осенью, когда три тысячи российских школ стали осваивать полученные миллионы, спрос на доски необычайно вырос и превысил возможности производителя. Чтобы получить прибор, надо ждать своей очереди, а сроки уже поджимают.
– Проблема в том, что региональные поставщики получают оборудование из Москвы, а на это требуется долгое время, причем сначала школа должна провести торги, – рассказала директор кемеровского лицея № 41 Эмма Соловье-
ва. – Поэтому нам не удалось купить то, что хотелось бы.
Новосибирские педагоги тоже сетуют, что в спешке им приходится покупать не то, что нужно, а то, что достанется.
В каких-то регионах чиновники входят в положение директоров школ и пытаются всеми силами им помочь. Так, министерство образования Республики Коми направило полномочному представителю Президента РФ по Северо-Западу Илье Клебанову письмо, в котором указало на то, что освоение выигранных по нацпроекту денег сталкивается с серьезными проблемами. И виноваты в этом не директора школ, а составители ПНПО, не продумавшие некоторые важные вопросы.
По словам министра образования Республики Коми Нелли Струтинской, список перечня товаров и услуг, которые школы могут приобрести на выигранные средства, слишком мал. В частности, в него входят лабораторное оборудование, программное обеспечение, повышение квалификации учителей – все это школы и так получают за счет федерального или республиканского бюджетов.
– Например, руководство одного из учреждений гуманитарной направленности решило купить музыкальные инструменты для учеников, а в списке их
нет, – рассказала Нелли Струтин-
ская. – То есть школы не могут приобрести именно то, что им необходимо.
А вот в Тульской области чиновники солидарны с министром образования и науки РФ и считают, что во всем виноваты исключительно директора школ.
– Если бы они начали с середины сентября, то могли бы к концу октября, к ноябрю уже все потратить, – говорит начальник отдела департамента образования Тульской области, координатор реализации в регионе национального проекта «Образование» Сергей Ненарочкин. – А если они начинают только сейчас, то, конечно, не успеют, но этому причиной только их собственная нерасторопность.
У Андрея Фурсенко, правда, есть еще одно, более мягкое, объяснение «директорской нерасторопности»:
– Многие попросту не верили в то, что получат деньги, – сказал он. – В начале конкурса говорили о свободе действий, о самостоятельных закупках, а теперь просят сделать их централизованными. Средства пришли, и оказалось, что
потратить их не так-то просто.
Министр пообещал, что в следующем году реализация ПНПО будет проходить в менее экстремальных условиях. Конкурс начнется раньше: в декабре 2006 или январе 2007 г. А средства победителям переведут уже в марте–апреле.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|