Третья тетрадь
детный мир |
По материалам уральского психолога
Галины АКИМОВОЙ
подготовила Татьяна ЩЕРБАКОВА
Прирожденные математики
и чувствительные трусихи
Французские психологи разработали тест, который помогает проверить, насколько наши представления о различиях мальчиков
и девочек соответствуют действительности
Прочтите внимательно следующие 20 утверждений. Можно либо согласиться, либо не согласиться с каждым из них. А затем сопоставить свои ответы с данными психологических исследований.
Принято считать, что:
1. Девочки более послушны, чем мальчики.
2. Девочки лучше относятся к природе.
3. Мальчики могут реальнее оценить сложное положение и мыслят более логически.
4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.
5. Мальчики более одарены в математике.
6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдания.
7. Девочки умеют точнее выразить свои мысли.
8. У мальчиков лучше зрительная память, у девочек – слуховая.
9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
10. Мальчики агрессивнее.
11. Девочки менее активны.
12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
13. Девочки более ласковы.
14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.
15. Мальчики более предприимчивы.
16. Девочки более трусливы.
17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
18. Девочки реже соперничают между собой.
19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
20. У мальчиков – склонность к творческой работе, девочки лучше справляются с монотонным трудом.
На самом деле:
1. Девочки действительно более послушны, но только в раннем детстве.
2. Пока не установлено ничего из того, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе более склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте шести–девяти лет.
3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и проблемы не хуже мальчиков.
4. До 10–12 лет девочки развиваются быстрее мальчиков и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы ориентируем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.
6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь делают вид, что им не больно, ведь их учат, что мужчины не должны плакать.
7. До 10–13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.
8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.
9. До наступления половой зрелости разницы нет, потом мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.
10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинается формирование устойчивых черт личности.
11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
12. Девочки, как правило, большой компании предпочитают общение с одной-двумя подругами. В более крупные группы собираются именно мальчики. Это положение сохраняется даже когда они вырастают, поэтому мальчики более склонны к коллективным играм.
13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, мальчики тоже требуют ласкового обращения.
14. Наоборот, именно мальчики скорее склонны принимать на веру мнение компании. Воспитателям надо непременно иметь это в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
16. Девочки не так трусливы, как кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают страх.
17. Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.
18. Тут ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики, и девочки.
19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компании сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.
20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.
Характерные установки
только мешают
Конечно, не со всеми выкладками французских психологов можно согласиться на сто процентов. Например, с тем, что разница в речевом развитии мальчиков и девочек незначительна до 10–13 лет. Российские специалисты считают, что как раз в дошкольном и младшем школьном возрасте девочки опережают сверстников-мальчишек в развитии вербальных функций.
И все же этот тест может нам помочь. Мы ведь хотим, чтобы наши дети полнее проявили свои склонности и возможности. Значит, укоренившиеся стереотипы не должны нам мешать. А то твердим, не задумываясь: мол, мальчики – более способные математики. Какую же волю надо проявить талантливой девочке, чтобы сохранить интерес к любимому предмету, если она только и слышит от взрослых: «Девочки в математике высот не достигают!» Результат закономерный: немногие девочки интересуются этим предметом и избирают потом профессии, связанные с ним.
И так не только с математикой. Чего стоит тезис о том, что мальчики более склонны к творческой работе, в то время как девочкам на роду написано быть исполнительницами скучной и однообразной?! Или такие характерные установки: мальчикам не слишком-то свойственна жалость к больным и слабым или потребность заботиться о других людях. А мальчик с педагогическими наклонностями воспринимается вообще как чудо.
Разумеется, у природной нервно-психической организации мальчиков и девочек есть различия, что подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Но общие способности ребенка, степень его творческой одаренности, социальная успешность зависят все-таки гораздо больше от индивидуальных, а не от половых различий. Просто из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов девочка или мальчик частенько не могут полностью реализовать свои природные способности. Это не значит, что надо совершенно одинаково воспитывать тех и других. Очень важно, чтобы в свое время ребенок осознал себя представителем своего пола.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|