Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
 

Маргарита МИРСАГАТОВА,
Елена ИВАНИЦКАЯ

Не обвинять, а поддерживать

Когда упреки, какими бы справедливыми они ни были, приносят только вред

Руководитель Центра по проблемам профилактики безнадзорности, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Маргарита Мирсагатова считает, что в профилактической работе с подростками лучше опираться на их самолюбие, чем на страх.
– Маргарита Николаевна, как, на ваш взгляд, должна быть выстроена профилактическая работа в школе, чтобы быть по-настоящему эффективной?
– Недавно открываю очередную антинаркотическую брошюру, адресованную учителям и родителям, и первое же предложение: «Наркомания – это смерть в молодом возрасте...» – меня сильно смущает. Ну да, все правда, но на ребенка такая правда не действует, вот ведь в чем сложность! Подростка бесполезно запугивать, говорить: будешь принимать наркотики – заболеешь СПИДом и умрешь. Он не поймет, потому что еще не осознает ценности и уязвимости жизни. Это приходит с годами.
Когда родители обращаются к учителю за советом, как уберечь ребенка от наркотиков, он зачастую и сам не знает, что им ответить. Я бы посоветовала разговаривать с подростками иначе. Например, так: «Конечно, постоянно контролировать, следить за тобой каждую минуту мы не сможем, но если ты начнешь «нюхать» или «курить» наркотики, мы будем считать тебя безвольным слабаком, который не способен обойтись без допинга». До подростка такие доводы доходят лучше. Правда, только в том случае, когда мнение родителей важно для подростка.
– Подростки часто говорят: «Взрослые только пугают нас. А сами даже не знают, о чем идет речь. Раз на собственном опыте наркотики не испытали, значит, в них не разбираются, и нечего к нам приставать!» Как отвечать на такие выпады?
– Тут и в самом деле можно в первую минуту запнуться и не сразу найти нужные аргументы. Но возразить подростку не так уж и трудно. Скажите, что совсем не обязательно испытывать наркотики на себе, чтобы узнать, что это плохо. Достаточно понаблюдать за поведением, состоянием и изменениями здоровья наркомана, чтобы прийти к такому выводу.
Не зря специалисты предупреждают: даже первая проба может привести к зависимости. И вот уже наркоман чувствует себя так ужасно, что готов украсть, убить ради новой дозы.
– Какие опасности подстерегают юного наркомана?
– Заражение крови, гепатит в результате приема наркотиков и использования нестерильных или «общих» игл. Кома и смерть из-за передозировки или высокой концентрации наркотика.
Правда, родителей в последнее время куда больше пугает опасность заражения СПИДом. Недавно бельгийские специалисты обнаружили, что, переходя от одного человека к другому, вирусы ВИЧ постепенно теряют свою силу. Хуже размножаются и становятся менее устойчивыми к лекарствам.
Эти новые выводы противоречат прежним данным о том, что, постоянно мутируя, вирус ВИЧ должен якобы, наоборот, в более «злой» превращаться. В чем причина ослабления вируса? Поколения вирусов со временем теряют какие-то из своих свойств под действием ударов иммунной системы больного. Пока в таких сражениях все равно побеждают вирусы. Но лет через пятьдесят картина заболевания может измениться. И ВИЧ, оставаясь серьезной инфекцией, перестанет быть роковой. Но ведь детей своих нам надо спасать сегодня!
– А если ребенок все-таки попробовал наркотик и родители об этом узнали, как тут правильно поступить?
– Не кричать, не бранить, не набрасываться с кулаками. Не обвинять друг друга: «Это ты, отец, виноват, куришь, вот и результат!» – «Сама виновата, мать должна лучше смотреть за ребенком!» Такой путь самый бесперспективный.
Поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что рассказал нам все. Не каждый способен признаться в ошибке, на это сила воли нужна». Скажите: «Давай сходим вместе к специалисту, он нам поможет».
– Что делать, если родители узнали о наркотическом опыте ребенка случайно, не от сына или дочери?
– Подросток знает, что поступил плохо, но страшится семейного скандала и скрывает свой проступок. Скорее всего он даже не понимает, что бояться ему нужно не родителей, а продолжения экспериментов, втягивания в наркотическую зависимость.
Это понимают родители, как и то, что их ребенку нужна помощь. И тут важно не скатиться до угроз и запугиваний, тем самым оправдывая худшие опасения ребенка. Он замкнется, а родителям в такой момент особенно понадобится его доверие.
Прямо скажите, что все знаете и хотите ему помочь. Выясните: что, сколько и как долго он принимает. Если он все отрицает – расскажите о своих подозрениях, если спорит – опровергайте, но не берите с него слова, не заставляйте подчиняться.
Лучше спросите, что он сам думает делать дальше. Самое время дать ему понять, что вы на его стороне. Что не осуждаете, а готовы искать вместе с ним способ избавиться от наркомании.
Будьте открыты и дружелюбны. Начните наверстывать упущенное. Режим дня, забота о внешнем виде, хорошей физической форме могут стать мощными факторами реабилитации.
Если дело зашло слишком далеко, немедленно обратитесь за медицинской помощью. И не думайте о приличиях: одним вам с этой бедой не справиться. Пусть вас меньше всего волнует, что скажут окружающие. Главное сейчас – ребенок и его здоровье.
– А если учитель что-то такое заметил в поведении ученика?
– Что именно? Наркотическое опьянение прямо в школе? Думаю, это все-таки гипотетический случай. К ученику в алкогольном или наркотическом опьянении нужно немедленно вызвать «скорую помощь». Но скорее имеется в виду, что учителя обеспокоили некие подозрения, косвенные признаки. Их нельзя скрывать от родителей ученика. Но и тут все зависит от конкретной ситуации. Нет ничего хуже обвинения в наркомании.
До родителей нужно донести, что учитель не обвиняет их, а беспокоится об их ребенке.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"




Рейтинг@Mail.ru