Вторая тетрадь
школьное дело |
ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
«Есть ли прямая взаимосвязь между самообразованием
и профессиональным ростом учителя? На первый взгляд она очевидна. А на самом деле? Как побудить учителя к самообразованию? Как создать климат, в котором работать некачественно не просто стыдно, а невозможно? Наверное, я идеалист, но все время хочется поднять ответственность учителей, хотя достойной зарплаты я им предложить не могу…» Это выдержка из письма директора школы, нашего постоянного читателя.
Действительно, в школьном календаре сейчас период учебы педагогов.
Но с интересными и по-настоящему нужными курсами везет далеко не всем. Между тем у каждого учителя есть возможность читать, анализировать свою практику, общаться с коллегами.
Но отчего-то в одних школах самообразование – личное дело каждого,
а в других не мыслят себе жизни без проектов, школьных конференций, мастер-классов.
Ирина ГРАБЦЕВИЧ,
директор школы № 40
г. Томск
Педагогическое сопровождение
В нем нуждаются не только ученики, но и учителя
Для того чтобы у учителя появилась мотивация к собственному развитию, в школе должна быть выстроена система сопровождения педагогов в этом направлении.
Мы, например, создали трехступенчатую модель компьютерного образования педагогов. Важно, что первые занятия проходят у нас же в школе, чтобы немолодые учителя чувствовали себя уютнее, не испытывали неловкости и страха, оказавшись один на один с компьютером и незнакомым преподавателем. Поэтому азы пользования ИТ им преподают их же коллеги в привычной обстановке.
Мы стремимся сделать хорошую работу престижной, видимой для всех: проводим конкурс «Молодой специалист», акцию «Человек года» по семи номинациям. Каждое методическое объединение выдвигает своих номинантов, победителя определяет жеребьевка, а премии и подарки получают все.
В школе принято отмечать успехи коллег. Каждая планерка начинается с перечисления достижений, на первом этаже все входящие в школу сразу видят поздравительные листовки в адрес отличившихся ребят и учителей. Тех, кто участвует в конкурсах, мы поддерживаем финансово, если участие или публикация платные.
Но самое главное, школа старается поддержать все инициативы педагогов. Если учитель заинтересовался определенной методикой, коллеги и администрация непременно пойдут ему навстречу: школа оплатит курсы (в нашем регионе повышение квалификации платное, и местный департамент выделяет школам специальные субвенции), коллеги подменят на время учебы. А после курсов непременно попросят рассказать и продемонстрировать новый подход.
Учитель должен не только повышать профессиональный уровень, но и уметь представить свою работу коллегам. Поэтому идет специальная работа: педагоги учатся проводить мастер-классы, выступать перед большой аудиторией, обобщать свой опыт. Проблемные семинары, деловые игры, конференции дают возможность учителям попробовать себя внутри школы в новой роли. А после такой подготовки не страшно выходить и на гораздо большую аудиторию, на уровень города, области.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Неотъемлемая часть работы каждого учителя – оценивание. Мы выставляем отметки, пишем характеристики,
учим ребят видеть свои
успехи и промахи. А часто ли мы проделываем подобную работу, глядя
на себя как на профессионала?
Попробуйте оценить степень своего профессионализма. Обсудите свои
варианты ответов с коллегами.
Может быть, в ходе этого
обсуждения возникнет идея
нового педагогического семинара, конференции?
Упражнение 1
Выберите один из вариантов ответа на вопросы или предложите свой.
1. Что вы испытываете, готовясь к встрече с классом, к новому уроку:
– тревогу, сомнение в своих способностях организовать детей, провести интересный урок;
– уверенность в том, что все пройдет так, как вы запланировали, твердое представление о том, что и когда вы будете делать;
– предвкушение интересного разговора, любопытство: куда повернется урок;
– азарт, ожидание всеобщего восхищения, когда ученики поймут, какие горизонты вы для них открыли.
2. Уроки окончены, ученики задержались в кабинете, чтобы поболтать. Что вы предпочтете сделать:
– уйти поскорее, потому что вне деловой ситуации вам неловко оставаться с детьми, вы не знаете, как себя вести;
– раз уж ребята здесь, можно обсудить пару важных вопросов, решить, кто будет отвечать за выпуск следующего номера газеты, например;
– внимательно и с интересом выслушаете все, что скажут вам ребята, возможно, и сами расскажете что-нибудь о себе, ведь порой такие разговоры бывают важнее уроков;
– постараетесь в разговоре незаметно подвести ребят к теме, которую вам давно хотелось обсудить неформально, попробуете в доверительной обстановке помочь им сделать правильные, с вашей точки зрения, выводы.
Упражнение 2
Это упражнение подходит как для педсовета, так и для разговора на методобъединении, на семинаре, просто в учительской.
Опишите кратко свои планы на ближайшую четверть:
с точки зрения повышения профессиональной подготовки ________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________,
с точки зрения личностного роста__________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Обсудите в паре с кем-нибудь из коллег в течение пяти минут свои ответы. Затем поменяйтесь ролями в паре, выслушайте ответы собеседника.
Даже простой обмен информацией даст вам пищу для размышлений. Но можно это упражнение завершить и разговором в общем кругу, посвященном планам на будущее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|