Вторая тетрадь
школьное дело
|
ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
«Есть ли прямая взаимосвязь
между самообразованием и профессиональным
ростом учителя? На первый взгляд она очевидна. А
на самом деле? Как побудить учителя к
самообразованию? Как создать климат, в котором
работать некачественно не просто стыдно, а
невозможно? Наверное, я идеалист, но все время
хочется поднять ответственность учителей, хотя
достойной зарплаты я им предложить не могу…» Это
выдержка из письма директора школы, нашего
постоянного читателя.
Действительно, в школьном календаре сейчас
период учебы педагогов.
Но с интересными и по-настоящему нужными курсами
везет далеко не всем. Между тем у каждого учителя
есть возможность читать, анализировать свою
практику, общаться с коллегами.
Но отчего-то в одних школах самообразование –
личное дело каждого, а в других не мыслят себе
жизни без проектов, школьных конференций,
мастер-классов.
Нина ЗЕМЛЯНЕНКО,
заместитель директора школы № 27
г. Таганрог
Чтобы учителю было интересно
работать
Представляем опыт двух школ, где
педагоги воспринимают самообразование как
естественную и неотъемлемую часть
профессиональной жизни
Лидер
Когда заходит речь о мотивации учителей в сфере
самообразования, первое, что приходит в голову, –
это материальное стимулирование. Однако
ограничиваться этим нельзя.
Любое начинание, будь то интегрированное
обучение, исследовательская работа или освоение
новых технологий, в школе не продвинется, если не
будет энергичного, увлеченного человека. При
этом он должен обладать хорошими
организаторскими способностями.
Прежде всего необходимо понятно и доказательно
объяснить, как та или иная инновация поможет в
работе, сделает обучение более комфортным и
эффективным. Ведь любой учитель хочет работать
лучше.
Вы хотите доказать учителям преимущества
информационных технологий? Продемонстрируйте
им компьютерную презентацию урока и сообщите,
что они смогут воспользоваться ею в каждом
классе, изучающем эту тему.
Конечно, любая инновация требует большей затраты
сил и времени по сравнению с привычной работой.
Нужно помнить о том, что осваивать новые методы и
технологии нелегко, особенно немолодым учителям.
Они, ко всему прочему, боятся показаться
некомпетентными, несообразительными. Поэтому
лидер, пропагандирующий новую идею, должен
продемонстрировать на собственном примере: да, я
тоже этого не умею, но учусь, и у меня далеко не
сразу все получается. Это можно
демонстрировать на тех же медиатехнологиях или
на примере участия в конкурсах. Учителя нашей
школы до последнего времени не решались посылать
свои работы на конкурсы, а я им доказала, что
ничего страшного и недостижимого в этом нет.
Теперь в школе настоящий конкурсный бум.
У нас так принято
Если завуч и директор хотят, чтобы учителя их
школы постоянно продвигались в своем развитии,
необходимо работать над атмосферой в школе.
Самообразование должно стать внутренней
установкой, а работа по повышению своего
мастерства – престижной. В уставе нашей
школы записано, что у каждого учителя должен быть
план по самообразованию, над одной темой можно
работать от года до трех лет. Но быть обязанным и
хотеть – это разные вещи. Мы создаем
условия для того, чтобы саморазвитие приносило
учителю удовлетворение. Вместе с тем в любой
школе есть люди, тяжелые на подъем, с трудом
воспринимающие все новое. Но даже их можно
частично включить в общую деятельность. Хотя бы
на уровне методобъединения. Руководители МО
планируют работу так, чтобы в нее вносили вклад
все, даже самые инертные.
Профессия у нас не карьерная, но учителя при этом
довольно честолюбивые люди: мало кто останется
равнодушным, видя как все его коллеги что-то
придумывают, осваивают, учатся. Он непременно
включится в процесс, чтобы не быть аутсайдером.
Для любого человека важно публичное признание
его заслуг и успехов. Педагоги могут
продемонстрировать результаты своей работы в
виде нетрадиционного открытого урока,
публикации, участия в методической неделе. Это
может быть и выступление на
научно-исследовательской конференции учителей.
В прошлом году мы в первый раз опробовали эту
форму работы. В конце каждого выступления было
обсуждение, а после конференции кафедры заявили,
что многое из докладов собираются использовать у
себя.
Организация
Помимо соответствующих традиций и настроя в
школе должны быть продуманы организация работы и
система взаимоотношений, которые делают
самообразование и творческий рост
необременительными.
В нашей школе учителя объединяются в
профессиональные сообщества не только по
традиционному признаку преподаваемого предмета
– методические объединения. Помимо МО
существуют педагогические лаборатории, куда
учитель приходит по желанию и работает над тем
проектом или исследованием, которое его
интересует, причем столько, сколько считает
нужным.
Молодые учителя не чувствуют себя брошенными на
произвол судьбы. Их обязательно курируют
опытные педагоги, знакомят с особенностями
школы, ходят к ним на уроки, приглашают к себе.
Возвращаясь к идее материального
стимулирования, могу сказать, что у нас
практикуется система премий. Один-два раза в год
учителя получают некоторую сумму, размер которой
напрямую зависит от их активности в сфере
повышения мастерства. Открытые уроки для
учителей города, исследовательская работа,
участие в конференции – все, что требует
дополнительной работы, школа старается хоть в
какой-то степени оплатить. Деньги совсем
небольшие, но люди твердо знают заранее, какую
премию и за что получит каждый.
Но самое главное, конечно, чтобы люди
почувствовали: их никто не принуждает, а только
поддерживают. Занимайся тем, что именно тебе
интересно.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Неотъемлемая часть работы каждого учителя –
оценивание. Мы выставляем отметки, пишем
характеристики, учим ребят видеть свои успехи и
промахи. А часто ли мы проделываем подобную
работу, глядя на себя как на профессионала?
Попробуйте оценить степень своего
профессионализма. Обсудите свои варианты
ответов с коллегами.
Может быть, в ходе этого обсуждения возникнет
идея нового педагогического семинара,
конференции?
Упражнение 1
Выберите один из вариантов ответа на вопросы
или предложите свой.
1. Что вы испытываете, готовясь к встрече с
классом, к новому уроку:
– тревогу, сомнение в своих способностях
организовать детей, провести интересный урок;
– уверенность в том, что все пройдет так, как вы
запланировали, твердое представление о том, что и
когда вы будете делать;
– предвкушение интересного разговора,
любопытство: куда повернется урок;
– азарт, ожидание всеобщего восхищения, когда
ученики поймут, какие горизонты вы для них
открыли.
2. Уроки окончены, ученики задержались в кабинете,
чтобы поболтать. Что вы предпочтете сделать:
– уйти поскорее, потому что вне деловой ситуации
вам неловко оставаться с детьми, вы не знаете, как
себя вести;
– раз уж ребята здесь, можно обсудить пару важных
вопросов, решить, кто будет отвечать за выпуск
следующего номера газеты, например;
– внимательно и с интересом выслушаете все, что
скажут вам ребята, возможно, и сами расскажете
что-нибудь о себе, ведь порой такие разговоры
бывают важнее уроков;
– постараетесь в разговоре незаметно подвести
ребят к теме, которую вам давно хотелось обсудить
неформально, попробуете в доверительной
обстановке помочь им сделать правильные, с вашей
точки зрения, выводы.
Упражнение 2
Это упражнение подходит как для педсовета, так
и для разговора на методобъединении, на семинаре,
просто в учительской.
Опишите кратко свои планы на ближайшую четверть:
с точки зрения повышения профессиональной
подготовки ___________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________, с точки зрения
личностного роста_________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
.
Обсудите в паре с кем-нибудь из коллег в течение
пяти минут свои ответы. Затем поменяйтесь ролями
в паре, выслушайте ответы собеседника.
Даже простой обмен информацией даст вам пищу для
размышлений. Но можно это упражнение завершить и
разговором в общем кругу, посвященном планам на
будущее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|