Вторая тетрадь
школьное дело |
ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ
«Прошу назначить аттестацию...»
Добровольная просьба о принудительной процедуре
В ноябре на внутришкольном контроле – состояние работы аттестационной комиссии ОУ.
Казалось бы, все просто: «Учитель руководствуется в своей деятельности нормами педагогической этики, Уставом учебного заведения, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся» – по этим параметрам и следовало бы определять соответствие учителя занимаемой должности. Но нет. Аттестация учителей в ее нынешнем виде – настоящий Клондайк для удовлетворения амбиций тех, кто прямо или косвенно причастен к образованию.
Аттестация… Первый этап. В кабинете за партами – администрация школы, профком, руководители МО. За учительским столом – директор. Аттестующиеся стоят за дверью, волнуются, их вызывают по одному. Парадная одежда – обязательно: ты стоишь перед комиссией, которая тебя пристально изучает в течение получаса, задавая пристрастные вопросы: «А почему с олимпиад нет побед?» Листают папку достижений: «А вот эта цифра у вас с потолка взята или откуда?» В папке много всего бумажного с нужными названиями, цифрами, но по ней не понять, что учитель сделал за пять лет жизни. И снова за дверь: ждать решения о допуске к следующему этапу. Всем понятно, что это пустая формальность: ведь тот, кого администрация аттестовать не считает нужным, отклонен уже на уровне подачи заявления: «А вам, голубушка, еще рано, идите работайте!» И дело тут не только в личных симпатиях. Школа теперь должна экономить деньги: повысили категорию – надо платить больше. Где брать?
Подготовительный этап. Курсовая переподготовка. Аббревиатура учреждения, ее проводящего, усложнилась, но это не повлияло на качество занятий. Правда, теперь всего за 50 рублей можно приобрести готовую выпускную работу. Те, кто считает это ниже собственного достоинства, стараются выбрать тему поинтереснее, чтобы плоды труда можно было использовать в работе. Однако перечень предложенных тем затрудняет исполнение замысла. Директору нужен сертификат. Руководителю курсов – зачетная работа. А творческий рост – только вам самим.
Промежуточный этап. Открытые уроки. Администрация время от времени их посещает, всякий раз указывая: цветы не политы, цели не поставлены, в классе душно. Это не важно: если заявление взяли – аттестуют. Бывает, приезжает методист. Если он спрашивает учителя о его проблемах, то вовсе не для того, чтобы помочь в их решении, а для того, чтобы закончить вот это предложение в экспертном заключении: «Соответствует занимаемой должности при условии…»
Заключительный этап. Ранним автобусом – в областной центр. Явиться с паспортом, с заявлением, в котором перечислены все заслуги: медалисты, олимпиадники, пятерки, подтвержденные на ЕГЭ. И чтоб процент качества был не ниже восьмидесяти! А у дверей комиссии уже очередь, человек сто. Все дрожат, отойти нельзя: непонятно, в каком порядке людей вызывают. Через три часа перезнакомились. Многие учителя из дальних уголков области приехали, кто на попутных машинах, кто на поезде, который раз в сутки ходит, а кто и при помощи трактора выбирался. А очередь продвигается медленно. Каждого спрашивают про педагогическое кредо, дидактические принципы, но главное – про результаты ЕГЭ. И хотя не было случая, чтобы не подтвердилось решение школы, нервы у всех на пределе.
Аттестация… Ее формы неуклонно совершенствуются. Учитель привык к контролю администрации и чиновников. Он уже начал привыкать к требованиям преподавателей местного вуза – кое-где введен экзамен по специальности. Где-то и к контролю родителей применился: по просьбе администрации они заполняют анкету об учителе, и учителю надо заранее позаботиться, чтобы никаких неприятных новостей от него папы и мамы не получали. Учитель сумел настроиться даже на привлечение к своей аттестации общественных организаций! Буквально в марте министр Фурсенко выразил такое пожелание, а уже в октябре педагоги положили в аттестационные папки новые красивые странички: по патриотическому воспитанию – для Совета ветеранов, по краеведению – для Общества местных литераторов.
Но нет предела совершенству, и вот уже совсем свежее предложение Минобрнауки: проводить аттестацию учителей по критериям, выработанным для конкурсного отбора на президентскую премию. Изучите срочно! А вдруг у вас неполная ставка? Нет классного руководства? Слабый класс? Или вы педагог дополнительного образования? Каждый новый параметр аттестации – это точка приложения ваших усилий. Как в детской игре: «Что еще сделать этому фантику?»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|