Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ
 

Полина ФИЛИППОВА

Число учебных центров в армии сократили в четыре раза

Слишком мало военно-учетных специальностей совпадает с гражданскими профессиями

В июне образовательное и военное ведомства объявили, что в армии будет создано 100 учебных центров. Там солдаты-срочники смогут получать начальное профессиональное образование. Таким образом власти собирались компенсировать отмену отсрочек для учащихся ПТУ.
Прошло пять месяцев. Выяснилось: сотню учебных центров открыть технически невозможно. На сегодняшний день работают три центра – один под Волгоградом, два в Московской области.

Ближайший к Москве учебный центр находится в поселке Загорянка, где располагается «учебка» железнодорожных войск.
Здесь обучают по пяти специальностям: слесарь по ремонту автомобилей (электрик), станочник в деревообработке (станочник-распиловщик), машинист подъемно-транспортных и строительных машин, токарь-универсал, фрезеровщик-универсал.
– Из всего перечня гражданских профессий мы выбрали именно эти пять, в следующем году добавится еще одна, – сообщил заместитель командующего железнодорожными войсками Юрий Котлов. – Пока только их получается сопрягать по образовательной начинке с военно-учетными специальностями. Наш учебный центр еще не аккредитован на выпуск гражданских специалистов. Но это не значит, что армию они покинут без диплома. После экзаменов ребята отправятся в части – служить и проходить производственную практику, после которой их ожидают ещё одни экзамены, и уже тогда они получат дипломы государственного образца.
Выглядит предложенная схема достаточно гладкой, но, к сожалению, только на словах.
– Мы не случайно называем открытие учебных центров экспериментом, – объяснила Вера Гринько, специалист Министерства образования и науки. – Сейчас нельзя понять, смогут ли солдаты за год в достаточной степени овладеть и военной, и гражданской профессиями. А если потом они получат разряд ниже третьего, стоит ли тратить на это деньги?
Есть и другая сложность. Сейчас программы рассчитаны так, что год солдаты будут учиться и год служить, используя полученную специальность.
Однако уже с 2008 года срок службы сокращается до 12 месяцев. Есть ли смысл в том, чтобы 11 месяцев учить солдата, а потом отправлять его в запас? Похоже, что вопрос этот вообще задают только журналисты: офицеры из учебных центров продолжают преподавать, а чиновники – работать так, как будто в ближайшее время ничего не изменится.
Хотя многое стоило бы поменять и в самой организации эксперимента. На него выделено сто миллионов рублей. Для учебного центра закуплено 200 компьютеров... и три станка. Офицеры-преподаватели получают одинаковую зарплату вне зависимости от нагрузки. А на привлечение сторонних специалистов вообще не выделяется ни рубля.
Впрочем, в этой системе что-то измениться может лишь при столкновении с реалиями жизни. Так, например, в июле выяснилось, что сто учебных центров открыть невозможно: из всего «гражданского» списка профессий с военно-учетными специальностями пересекается только 21. Тогда количество центров сократили почти в четыре раза – до 26. Так что ждем призыва-2008, когда в армию придут вчерашние учащиеся ПТУ и техникумов, для которых, как объявлено, и создаются учебные центры.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru