Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена
Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ
 

Дмитрий ШЕВАРОВ

Школа странствий

Как вернуть нашим ребятам радость путешествий по родной стране?

Перед нами – чистый лист зимы. Можно вдохнуть снежного свежего воздуха и жить сначала. Хочется даже стихи сочинять.
А еще хочется в дорогу, куда-нибудь на верхнюю полку неспешного поезда и смотреть, смотреть за окошко.
Сейчас мне вспоминаются дороги юности, первые командировки, когда так легко было собраться и утром заскочить в поезд или на ЯК-40 улететь куда-нибудь в Никольск или Белозерск. Сейчас уж и понятие это, кажется, исчезло – «областная авиация», а аэродромы в райцентрах заросли бурьяном.
Удивительный парадокс: когда руководство страны было дряхлеющим и редко выбиралось с визитами даже в соседние страны, народ жил молодо и энергично, вовсю путешествовал и странствовал. Может, именно благодаря доступности билетов и возможности свободно перемещаться по одной шестой части планеты даже старики у нас были молоды духом. Они то и дело навещали детей, внуков, однополчан и друзей детства.
Сейчас руководство у нас моложавое, не вылезает из самолетов, с легкостью меняет континенты и полушария, а народ в большинстве своем ведет оседлый и в этом смысле стариковский образ жизни. Если люди сегодня куда-то и едут, так только по делам службы и бизнеса или – не дай Бог! – по горестному поводу. Простое желание повидаться с близкими или друзьями стало для многих непозволительной роскошью. Об охоте к перемене мест, о романтике странствий и речи нет.
Детей из Калининграда, оказавшихся запертыми в «анклаве», по специальной, чуть ли не президентской, программе привозят в Москву, чтобы показать им столицу России. Но фактически в таких же «анклавах» оказались миллионы жителей среднерусской и сибирской провинции. Цепью бедности они прикованы к дому. Те, кто заработал на билеты и отдых, мечтают не о путешествиях по родной стране, а о том лишь, как поскорее растянуться на пляже у теплого моря и забыть кошмар под названием «работа».
Незаметно для себя мы начинаем мыслить масштабами резервации, выезд за границы которой требует каких-то исключительных обстоятельств. Жителю Калуги уже вряд ли придет в голову съездить на выходные, к примеру, в Псков или Вологду, чтобы полюбоваться тамошними древностями. Какие уж тут красоты, какие древности, если старики годами не видят своих внуков!
Сибирь же становится для жителей Центральной России такой же фантастической землей, какой она была для русских в ХV веке. Кто покажет вологодским и архангельским ребятам Байкал или Телецкое озеро? И наоборот: кто привезет сибирских и дальневосточных детей в Ферапонтово, Кижи и Каргополь? Нет пока такой программы ни у Министерства образования, ни у других ведомств.
Можно сказать, что пусть, мол, школьники смотрят на родную страну по телевизору. Но ведь познавательных телепутешествий по России увидеть почти невозможно. Добротная программа «Письма из провинции» (канал «Культура») идет днем, когда школьники учатся, да и не рассчитана эта передача на детское восприятие. Так же и с замечательными путешествиями Павла Любимцева на «Домашнем». А в новостях если и покажут какой российский город, то чаще всего по какому-нибудь нехорошему поводу. Или мэра убили, или дом рухнул, или речку отравили. Красоту Родины увидеть на экране можно лишь фрагментарно и по большим праздникам.
Да и как, глядя на экран, ощутить дуновение ветра с Куликова или Бородинского поля? Чтобы прикипеть душой к родной земле, ребенку надо пробежаться по этой земле босиком. Надо до всего дотронуться своими руками. Надо встретить рассвет, вместе со звонарем подняться на колокольню и навсегда влюбиться в открывшиеся зеленые и синие дали. Древние русские города и монастыри одним своим обликом воспитывают нравственно и образовывают духовно. И увидеть их надо самому, а не глазами чужого дяди-оператора.
А как много могли бы дать детям летние путешествия на теплоходе! В 70–80-е годы тысячи семей отправлялись в путь по воде, чтобы показать детям Кострому и Углич, Саратов и Волгоград, Пермь и Астрахань, Белозерск и Кижи, Соловки и Валаам… Такие путешествия лучше всяких патриотических назиданий воспитывали любовь к Отечеству. Тот, кто видел с палубы Жигулевские горы и набережную Ярославля, Мамаев курган и могучие стены Кирилло-Белозерского монастыря, – тот уже никогда не сможет напялить на себя футболку с надписью «Где пиво – там и родина». Каждая поездка в детстве на Волгу или Каму, Оку или Сухону, Енисей или Обь запоминалась на всю жизнь.
Но сегодня теплоходное путешествие по России доступно лишь избранной публике. Одно место в двухместной каюте на туристическом теплоходе
(а пассажирских уже давно нет) Москва – Нижний Новгород стоит не меньше 18 тысяч рублей. До Твери – 9 тысяч. Столько же до Углича. Чтобы добраться по воде до прекрасного острова Кижи, надо выложить не меньше 14 тысяч. До Казани – все 29 тысяч!
Я живу неподалеку от канала Москва–Волга и каждым летним вечером вижу, как проплывают мимо красавцы-теплоходы. С них слышится в основном немецкая и английская речь. Что ж, пусть иностранцы полюбуются на наши просторы. Быть может, после этого они лучше будут нас понимать. Но за что российские дети лишены возможности увидеть собственную страну во всей ее красе?
Мне думается, это был бы замечательный национальный проект, я назвал бы его: «Увидеть Родину». Он вернул бы нашим детям возможность путешествовать по родной стране, напитал бы их души подлинными, высокими впечатлениями и переживаниями, а не телевизионными картинками. В дополнение к обычным урокам истории, географии, биологии и природоведения были бы незабываемые уроки Беломорья, уроки Волги, уроки Сибири…
Такая программа помогла бы и детям-инвалидам выбраться из четырех душных стен на волю, увидеть просторы России, набраться сил у могучих стен Соловков или скал Валаама, а может, и получить исцеление в святых местах. Без общения с природой и новых впечатлений человек неизбежно гаснет. Еще в восемнадцатом веке некоторые мудрые врачи выписывали больным, которым уже не помогали лекарства, путешествия. Для ослабленных детей целительными считались не очень далекие поездки в открытом экипаже по свежему воздуху. Именно такое путешествие спасло в раннем детстве Сергея Тимофеевича Аксакова. С рассказа об этой чудесной истории он и начал свою великую книгу «Детские годы Багрова-внука».
«…Я приписываю мое спасение… безграничному вниманию матери и дороге, то есть движению и воздуху… Чудное целительное действие дороги не подлежит сомнению. Я знал многих людей, от которых отступались доктора, обязанных ей своим выздоровлением…»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru