Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Третья тетрадь
детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
 

Елена УСКОВА

Форменный интернационал

Школьная спецодежда пяти континентов

В Японии мальчики носят «гакуран» – брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и пуговицами в ряд наподобие формы прусских солдат XIX века. А девочки щеголяют в платьях «матросская фуку», напоминающих форму военных моряков. Школьную форму в Японии любят, регулярно устраивают показы мод и даже наряжают в нее героев мультфильмов.
Англия гордится своими традициями. Белая блузка, темная юбка, синий свитер для девочек и таких же тонов рубашка, галстук, брюки и пиджак со значком школы на кармашке для мальчиков знакомы не одному поколению британцев. Но и здесь обуздать старшеклассников не всегда удается. Они готовы получать выговоры, терпеть наказания, только бы лишний раз прийти в школу в джинсах и прикольной фуфайке.
Школьная форма в Австралии – знак принадлежности учащегося к престижной школе или классу. Обычные ученики ходят на занятия в джинсах, майках и футболках. И только ребята из экономических классов – будущая элита бизнеса – исключительно в строгих костюмах.
В африканских странах школьная форма для одних – предмет гордости, для других – напоминание о колониальном прошлом. И тяжелое финансовое бремя: ведь форма стоит денег, которых у многих семей попросту нет. Идея объединить формой бедных школьников с богатыми терпит крах. Потому что зачастую она – единственная одежда и к концу учебного года так изнашивается, что насмешек более состоятельных одноклассников беднякам все равно не избежать.
Во Франции столкнулись с проблемой соотношения школьной формы и религиозных традиций. В 2004 году был даже принят закон, запрещающий носить «ярко выраженные» религиозные символы в государственных школах. Дело дошло до судебных разбирательств.
В Соединенных Штатах форму ввели в 1980-е годы, чтобы уберечь детей от зависти друг к другу. Но повсеместной она стала лишь в 1996 году и, по словам тогдашнего президента Билла Клинтона, помогла решить «проблему гангстеризма» и сгладила экономическое неравенство. Однако десятилетнее исследование показало, что нет никакой существенной разницы между школьниками, носящими форму, и теми, кто от нее отказывается.
В России школьная форма впервые появилась в 1834 году для гимназистов. Ее вводили, а потом отменяли в 1892, 1917, 1941 и 1992 годах, в слишком очевидной близости к эпохам коренных преобразований.
Сначала серые, а потом синие костюмы-двойки у мальчиков и унылые коричневые платья с черными фартуками у девочек давно ушли в прошлое. И та радость, с которой школьники встретили отмену формы, тоже позади. Но не прошло и десяти лет, как о форме опять вспомнили. Спрашивать у детей, хотят ли они ходить в школу в одном и том же, никто не собирается.
Покупая школьную форму, родители прежде всего смотрят не на фасон и цвет, а на цену, забывая о том, какой вред она может нанести здоровью ребенка, просиживающего в школе по 7–8 часов в сшитом из синтетики костюме.
Внимание: ткань школьного костюма не должна содержать больше 55% синтетики, рубашка – больше 35%, а подкладка шьется только из натуральных волокон.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"




Рейтинг@Mail.ru