Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
 

Татьяна ПАНКОВА,
школьный психолог

Белый верх, темный низ

Нам кажется, что школьная форма создает в классе рабочую атмосферу.
Но почему у детей она вызывает желание перевернуть все с ног на голову?

Школьная форма снова популярна.
И чем престижнее школа, тем выше вероятность, что ее ученики будут носить форму. Она – знак принадлежности ребенка к определенной организации (школе, гимназии), от имени которой он и выступает.
Считается, что школьная форма настраивает детей на рабочий лад, помогает сосредоточиться и не отвлекаться от основных обязанностей – быть учениками и вести себя подобающе.
Но так ли это?

Аргументы администрации

Доводы администрации в пользу формы обычно звучат так: если каждый ребенок в школе будет одет по-своему, различия в состоятельности родителей не скрыть. А ученики, одетые одинаково, равны между собой. И тогда дети из небогатых семей не испытывают чувства ущербности. А дети из богатых семей лишены шанса почувствовать свое превосходство за счет модной и дорогой одежды.

Мнение специалистов

Учителя и родители забывают, что дети всегда искали и будут искать различия между собой. Им необходимо сравнивать. Так они постепенно приходят к пониманию себя: наблюдая за другими, примеряя на себя. Так они находят свое место.
Ученики, одетые в форму, все равно измеряют «крутость» друг друга, но по иным признакам, например по модели сотового телефона.
Раньше дети спорили, «чей папа важнее», теперь выясняют, «чей телефон дороже».
Десятилетний ученик, у которого не ладились отношения с одноклассниками, настаивал, чтобы мама купила ему новый сотовый, так как, по его мнению, из-за старой модели телефона с ним не дружат.

Заблуждения родителей

Все родители хотят, чтобы их ребенок был принят сверстниками. Чтобы он был популярен в классе, успешен в общении. И чтобы другие дети его ценили и любили.
Как легко порой подменяются понятия. Родителям проще истолковать непопулярность ребенка в школе семейными обстоятельствами: «Одноклассники не хотят дружить с моим сыном, потому что мы не можем позволить себе покупать ему модные вещи».
И кажется, что именно школьная форма, одинаковая для всех, решит проблему такого ребенка.
Очень важный вопрос: а сколько лет ребенку? Ведь причины популярности в коллективе младшего школьника и подростка сильно отличаются.
Младшие школьники мало внимания обращают на то, кто как одет. В выборе одежды они гораздо в большей степени ориентируются на мнение родителей.
В глазах детей любви и уважения заслуживает тот, кого одобряют взрослые. Поэтому в начальных классах более популярны дети, которые хорошо учатся и ведут себя так, что их поведение нравится учителям. И не важно, во что они одеты.
Совсем другое дело – подростки. Они уже задумываются о самих себе, и их самооценка зависит не только от мнения взрослых.

Мишень для насмешек

Подростки очень внимательно относятся не только к своему внешнему виду, но и к облику других. Для них важно выглядеть так, как принято в кругу сверстников.
Бедно или старомодно одетый подросток может стать мишенью для насмешек, если он не способен завоевать расположение одноклассников чем-то другим.
Так же как и слишком модный, вызывающий у одноклассников негативные чувства – ревность, зависть, желание обидеть. Избавляет ли форма в этом случае от проблем? Лишь отчасти.
Подростки не такие наивные, чтобы не замечать всей прочей атрибутики. Тех же сотовых телефонов, плееров, часов, украшений, причесок, макияжа, обуви, сумок. Школьный стандарт на это не распространяется.
Так что причины для зависти или гордости, порожденные социальными различиями, сохраняются и при введении школьной формы.

Круглосуточная борьба за красоту и исключительность

Для младших детей вся атрибутика школы чрезвычайно привлекательна. Форма, ранец, письменные принадлежности – все это только подчеркивает статус «большого мальчика» или «большой девочки», отличает от малышей во дворе.
А с подростками, конечно, иначе. Выделяться исключительно после школы их не устраивает. Они чувствуют потребность делать это двадцать четыре часа в сутки. И находят для этого способы. Так и должно быть, когда мальчишки и девчонки ищут себя, протестуют, ниспровергают.
Отдельная беда, когда за внешним видом строго следит взрослый, к которому ученики испытывают неприязнь, будь то директор или классный руководитель. Борьба разворачивается нешуточная. Кто настоит на своем – взрослый или подросток?
Аргументы взрослого понятны: ведь правила введены для всех, почему для кого-то должны быть исключения, он что, особенный?
Но в том-то и дело, что подросток не думает обо «всех», он хочет защитить себя. А заодно проверить, насколько далеко сможет зайти, отстаивая самостоятельность.
Чем жестче давление взрослого, тем упорнее нарушаются правила, тем больше всяких странных и вызывающих несообразностей в одежде подростка.

Эксперименты, вгоняющие взрослых в шок

Мальчики пытаются показать свою мужественность: рубашки навыпуск, грубая обувь, рваные джинсы. Эта нарочитая небрежность мозолит глаза, раздражает взрослых, желающих видеть в школе «нормативных» детей, подчиняющихся им во всем, даже в одежде.
Девочки приходят в школу в джинсах на бедрах, не скрывающих дорогое белье. Или в мини-юбках и откровенных топиках.
Им хочется нравиться мальчикам и производить эффект на подружек, вот они и экспериментируют, не обращая внимания на шок, в который вгоняют взрослых.
Подростки еще не знают, какие они, но очень нуждаются в этой информации и получают ее, используя, как зеркало, реакции и слова других людей.

Серьезное испытание

Девочки часто соперничают в одежде не только между собой, но и с учительницей, особенно молодой.
Они обсуждают ее внешний вид, хлестко и зло критикуют, что порой сильно влияет на рабочие отношения.
Учителям очевидно, что одежда школьниц не соответствует той задаче, ради которой они находятся в школе.
Их откровенная демонстрация себя вызывает целый спектр чувств – от смущения до праведного гнева. И тут важно не поддаться порывам, не наговорить очень ранящих подростка слов.
Разве не мы учим детей не судить о человеке «по одежке»? Но стоит нам подвергнуться небольшому испытанию, как искушение приклеить ярлыки подросткам, слишком выделяющимся своей манерой одеваться, тут как тут.

Разумные меры

Самый разумный довод, который может привести учитель в такой ситуации, тот, что одежда должна соответствовать случаю. И сказать об этом нужно спокойно и дружелюбно.
Ни в коем случае не высмеивать то, как одет подросток, ведь он переживает период особой ранимости, когда замечания по поводу его внешности воспринимаются трагически. Подросток слышит – не «твоя одежда плоха», а «ты сам плох».
И даже когда взрослый решается строго напомнить про соответствие ситуации и про то, что одежда для школы не должна нарушать рабочую атмосферу, терпимое и уважительное отношение к проштрафившемуся школьнику не помешает.
Ведь у него не так много других подходящих случаев и ситуаций, где бы он учился одеваться соответствующе.
Не дайте сорваться колкости с языка в адрес неправильно одетого подростка.
Вспомните себя в его возрасте и на какие эксперименты отваживались, чтобы узнать, как к вам относятся другие.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"




Рейтинг@Mail.ru