Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Подсчитано, что каждый российский ученик получает в начальной, средней и полной основной школе примерно 11000 уроков. По мнению кандидата педагогических наук Михаила Левита, «эти стандартизированные особым образом “акты школьного воздействия” являются одним из главных средств формирования характера, ментальности и привычек поведения российского гражданина». В статье «Воспитание на уроке» («ЗАВУЧ. УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ», № 6 за 2006 год) Михаил Левит выделяет четыре основных фактора влияния урока на личность ребенка: стиль педагогического общения; культура управления образовательной деятельностью; дидактическая структура занятий; методические приемы.
За что, к примеру, отвечает культура управления образовательной деятельностью? За формирование определенных жизненных установок и в некоторой степени за структурирование внутреннего мира ребенка. Если, скажем, учитель предлагает ученикам принять те или иные цели урока (вам предстоит узнать, научиться, сделать самим и т.д.), если он предъявляет в четком виде план продвижения к достижению принятых целей, а также пути и средства выполнения этого плана, если каждый результат ученика оценивается не сам по себе, а обязательно в связи с выполнением известной задачи урока как целого, то ученик становится соучастником (субъектом) образовательной деятельности, но не в качестве соавтора, а лишь в качестве ответственного исполнителя. Если же учителю удается вовлечь учеников в процесс определения целей урока, выделения его проблемного поля, выяснения своего отношения не только к предметному, но и к педагогическому смыслу урока (сосредоточение внимания учеников на тех изменениях, которые происходят в ходе занятий с ними самими), то субъектная позиция ученика вырастает до соавторской. В последнем случае воспитание на уроке перерастает в самовоспитание, и у ребенка развиваются качества, необходимые для проектирования собственного жизненного пути.

Стоящий у доски семиклассник говорит в «пулеметном» темпе и вдруг замолкает, подыскивая слова и ловя на себе вопросительный взгляд учительницы. Потом, услышав «наводящий», как полагает учительница, вопрос, начинает тараторить, словно оправдываясь перед кем-то. Однако неуверенность скрыть уже невозможно: он сбивается, глотает слова, начинает заикаться. Наконец, слова как будто застревают в горле: теперь ученик может лишь смотреть на учительницу взором мученика. Этот типичный случай возникновения коммуникативного барьера описан в статье доктора педагогических наук, преподавателя Московского психолого-социального института Александра Мурашова «Перевод: через годы, через расстоянья…» («ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 6 за 2006 год).
По словам самого ученика, он боялся, что его перебьют и собьют с мысли. Учительница же, опасаясь, что семиклассники «занервничают» и «разволнуются», имела обыкновение «помогать» отвечающим. При малейшем затруднении она старалась подсказать, навести на мысль, не тратя времени на вопрос, о том ли говорит ученик, или ее подсказка задает абсолютно новый ракурс, уводящий от намеченной логики ответа. В результате трудности при ответе возникали именно у тех, кто хорошо знал материал.

Как считают специалисты, тревожность как определенный эмоциональный настрой формируется к семи-восьми годам, но у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при соблюдении определенных правил общения с такими детьми может быть устранена.
Как отмечает Е.Ушакова в статье «Как избавить ребенка от тревожности?» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 7 за 2006 год), прежде всего педагоги (родители) должны обеспечить тревожному ребенку успех в какой-либо области (рисование, пение, игра…). Также нужно обеспечить щадящий оценочный режим в той области, где успехи невелики. Если же появляется хоть малейший успех, то это достижение непременно надо отметить.
Очень важно, чтобы взрослые, занимающиеся воспитанием детей, следили за своей интонацией. Мелодико-интонационная сторона речи взрослого играет не последнюю роль в формировании характера ребенка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru