Вторая тетрадь
школьное дело |
НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ
Екатерина АЛЕКСЕЕВА,
редактор альманаха «Вопросы информатизации образования»
vio@npstoik.ru
Олимпиадный интернет в лицах
Соревнование учеников –
учеба учителей
Более тысячи сайтов находит, например, Яндекс по запросу «Дистанционные олимпиады». Разные, непохожие, захватывающие. И все существуют благодаря тому, что есть на свете увлеченные люди, профессионалы, хорошо ориентирующиеся в информационно-коммуникационных технологиях, желающие помочь школьникам и учителям.
В Воронеже живет Людмила Бачурина. С 2002 года она ведет межрегиональный молодежный фестиваль «Интернет и Мы», который, по сути, является дистанционной олимпиадой. Участники проходят предметные туры, а в финале команды, в состав которых входят ребята из разных областей, выполняют интернет-проекты. Все они доступны по адресу: http://www.fio.vrn.ru/. Выполнить такой проект, не умея взаимодействовать в Сети, не беря на себя ответственность, не решая проблемных ситуаций, не проводя совместных исследований, невозможно. Команда трудится над олимпиадными заданиями – в результате оживляется деятельность школьных сайтов, активизируется освоение интернет-технологий не только учениками, но и учителями. Дети и взрослые находят себе новых друзей.
Детский интернет-фестиваль «Умник» пять лет назад был придуман командой красноярцев под руководством Евгения Кузнецова: http://www.childfest.ru/. В этом году в нем принимают участие 338 команд из 22 территорий России. Темы проектных заданий самые разные: «Возрождение», «Кубический мир», «Правила исключений», «WEB-TEAM», «Жизнь – борьба», «Герой, которого нет», «Математика и жизнь».
Москвичи Алексей Крылов, методист лаборатории географии МИОО, Андрей Калеников, заместитель директора гимназии № 1551, а также их единомышленники начиная с 1999 года проводят дистанционную обучающую олимпиаду по географии. Эта олимпиада с виду обычная: конкурс приветствий, обучающий тур, конкурсный тур, перекрестная проверка, дополнительные задания (практический тур), семинар для учителей, подведение итогов и награждение победителей. Но есть и особенности.
Первое: участвуют в олимпиаде разновозрастные команды с 6-го по 11 класс. Тематика каждый год разная: «История географических открытий», «План и карта», «Погода и климат». В 2006/07 учебном году тема – «Население Земли».
Второе: олимпиада – повод и средство профессионального роста учителей. Каждый педагог является частью команды. Участвует в дистанционном семинаре для учителей, посвященном методике преподавания текущей темы. Совместно создаются файловые архивы – общедоступная методическая копилка из опыта работы по теме. Таким образом, учитель сначала участвует в создании коллективного ресурса, а потом пользуется им при организации и проведении уроков, внутришкольных олимпиад, предметных недель, экскурсий, факультативных и кружковых занятий. Работа оргкомитета позволяет организовать школьный тур региональной олимпиады по географии.
Узнать все подробности проведения олимпиады вы можете на сайтах: http://attend.to/doog/ и http://geo.metodist.ru/
У каждого события, мероприятия,
дела – свое лицо. Как правило, если в проекте жизнь кипит, то затеян он не зря.
МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ
Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» – ценное пособие для педагогов, сочиняющих задания для школьных и районных олимпиад. Причем публикует он не только предметные задачи, но и так называемые межпредметные. Последние выпуски, а также архив номеров предыдущих десятилетий можно найти на сайтах http://www.kvant.info/ и http://kvant.mccme.ru/.
Издательство МЦНМО в этом году впервые за 40 лет переиздало книгу Сергея Боброва «Волшебный двурог». Автор – человек удивительно многогранный: поэт, переводчик, писатель, друг Бориса Пастернака. Он пережил арест, многолетнюю ссылку, сумел выжить и вернуться к творчеству. Оказывается, в сферу его интересов входила еще и математика. Он написал о ней две чудесные книжки, адресованные детям. Одна из них, любимая поколениями российских ученых, сегодня снова доступна читателю. В книге рассказывается о развитии математики с древнейших времен, об одной из важнейших ее отраслей – так называемом математическом анализе. На доступных примерах можно познакомиться с элементами дифференциального и интегрального исчислений, с неевклидовой геометрией, в частности с открытиями великого русского геометра Н.И.Лобачевского. Предлагается множество занимательных задач, многие из которых сопровождаются подробными решениями.
В том же издательстве вышла книга Александра Звонкина «Малыши и математика», в которой автор, профессиональный математик, делится опытом занятий с дошкольниками. Дневниковые записи, наблюдения за детьми, рассуждения о математике и психологии будут полезны не только учителям начальной школы, но и всем, кто интересуется особенностями развития детского интеллекта.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|