Вторая тетрадь
школьное дело |
НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ
Проверяем способности
или открываем таланты?
Почему к старшим классам ребят все чаще интересуют
в олимпиадах не знания, а дипломы
Вторая четверть: вовсю идут олимпиады по предметам.
Как и любое мероприятие, проводимое в школе, олимпиада может стать акцией, которую объявляют по распоряжению сверху, проводят формально и с облегчением забывают. А может превратиться в действительно полезное, увлекательное действо, которое расшевелит всю школу, никого не оставит обиженным и разочарованным.
Олимпиады пройдут в классе, победителей отправят в район, затем на городской тур. Стандартная спортивная схема отбора лучших. Лучших в чем? Прежде всего в обученности, в умении применять отработанные алгоритмы быстро и не задумываясь.
При всей жесткости заданных условий олимпиады как интеллектуальное соревнование неизбежно привлекают способных детей, тех, кому интересно учиться, думать, узнавать. В 5–6 классах на вопрос учителя: «Кто хочет пойти на олимпиаду?» – поднимается лес рук. Даже тот, кто не слишком успешен на уроке, мечтает приобщиться к чему-то необычному. Пусть по алгебре (или за орфографию) – «3». Но ведь олимпиада-то по математике, по лингвистике? Ребенок плохо понимает значение этих слов, просто чувствует, что за страницами учебника есть что-то еще.
Как правило, он обманывается в своих ожиданиях. Куда-то пришел, что-то написал: похоже на задания из учебника, только чуть труднее. И ушел. «Результаты объявим через неделю».
И зачем ему эти результаты? Разве что тщеславие потешить да пятерку по предмету лишнюю получить за дополнительный труд. Это главный стимул для участия в олимпиаде. Неудивительно, что количество энтузиастов уменьшается. Лишь в выпускных классах снова добровольцы начинают бегать по олимпиадам, но руководят ими уже не интересы науки, а социальные стимулы: желание получить льготы при поступлении в институт.
Иначе обстоит дело с теми олимпиадами, которые не отбирают самых успешных, а стремятся заинтересовать, привлечь талантливых и нестандартных. Их организаторы хотят пробудить мысль, воображение. Помочь встретиться с наукой.
Проходят такие олимпиады совершенно по другому сценарию. Выбирается какое-нибудь нешкольное, но соответствующее духу соревнований место. Это могут быть огромная лесная поляна, если речь идет о зеленой олимпиаде, проводимой ВООПом каждую осень, или университетские аудитории. Там уже много лет состязаются участники турнира Ломоносова.
На олимпиаду приезжают, кроме школьников и педагогов, ученые, ведущие специалисты в своей области. Они не следят за дисциплиной, а общаются с детьми, обсуждают с ними решения, спорят. Главное, чтобы ребенок мыслил, а не выдавал ответы, соответствующие стандартам.
Ребят никто не делит на классы, разновозрастная компания подростков деловито шумит, суетится. Тут знакомятся, делятся полезной информацией, новостями. Можно на других посмотреть и себя показать. Олимпиада превращается в праздник.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|