Вторая тетрадь
школьное дело |
СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Не на экскурсию, а на занятия
Музейная педагогика: новые формы работы
Если музей и школа смогут сделать
шаг навстречу друг другу,
то образовательное пространство каждого значительно расширится.
Это не утопия и не «столичные штучки» – примеры такого сотрудничества можно найти
как в столицах, так и в провинции.
Об опыте взаимодействия школы и музея рассказали: Наталья Галеутдинова, заместитель заведующего филиалом Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» Епифанского историко-этнографического музея; Елена Дубровская, заместитель директора по научно-просветительской работе Государственного Дарвиновского музея; Леонид Русаков,
директор Коптеловского музея истории земледелия
и быта крестьян; Марина Якушкина, ведущий специалист управления образования Ломоносовского района Ленинградской области.
Это очень просто: нужно только захотеть
Разговоры с учителями и музейными работниками убедительно доказывают: необходим взаимный интерес, обмен идеями. Когда речь идет о региональном уровне, взаимодействие начинается с системы повышения квалификации. Например, Государственный Дарвиновский музей регулярно проводит семинары для учителей биологии, географии, начальных классов; собирает московских учителей на конференции. Учителя высказывают свои пожелания, а музейные работники информируют педагогов об изменениях в экспозиции, рассказывают о концепции того или иного зала. Это для того, чтобы учитель сам, без экскурсовода, мог провести нужное ему занятие.
Все то же самое может происходить в масштабе небольшого города, где расположено несколько школ и один музей.
Например, жители села Коптелова Алапаевского района Свердловской
области становятся посетителями музея с четырех лет. Леонид Русаков рассказывает, что с программы для дошкольников и начиналась местная музейная педагогика. Сейчас разработаны программы для школьников всех возрастов. Неудивительно, что ребята чувствуют себя в музее почти как дома: только в начальной школе ребенок может побывать здесь до тридцати раз. Занятия, конечно, отличаются от традиционной экскурсии. Крестьянская изба XVII века, где расположен музей, становится пространством для интегрированных занятий. У малышей центром такого занятия бывает, к примеру, самовар или русская печь, по поводу которых можно рассказывать сказки, загадывать загадки, рисовать, петь и делать еще тысячу интересных вещей.
Ребята подрастают, и музейное пространство «растет» вместе с ними.Старшеклассникам предлагают индивидуальные образовательные проекты: рефераты, исследовательскую работу.
Похожие формы работы сложились и в Епифани (Кимовский район Тульской области), где музей давно сотрудничает с единственной местной школой, детским садом, клубом и двумя библиотеками. Для старшеклассников проводятся конференции, на которых присутствуют научные работники. Ребята проводят исследования, выступают с презентациями своих работ. И самое главное, могут потом увидеть результаты своих исследований в той или иной выставке в стенах музея. Работники музея ведут в школе уроки краеведения.
Для самых маленьких предлагается по два бесплатных занятия в месяц. Поэтому ребята всех возрастов ходят в музей привычно и с удовольствием. Для них музейщики выдумали множество увлекательных занятий: урок в средневековой школе, день рождения в музее, рождественскую елку и святочные гадания (ночью! в бане! при свечах!), ярмарку, праздник Ивана Купалы, мастер-класс по изготовлению кукол (и это только малая часть программы на год). А летом музей разъезжает по местным детским лагерям со своими программами.
В Коптеловский музей приезжают школьники из Екатеринбурга: на целый день, чтобы успеть пройти с обзорной экскурсией, послушать фольклорный ансамбль, покататься на лошадях. А летом музей становится базой для недельной музейной педагогической практики, на которую опять же из Екатеринбурга приезжают 20 школьников, увлекающихся краеведением.
А епифанские музейщики 1 сентября приглашают из окрестных сел первоклассников вместе с родителями. Для них устраивают праздник и чаепитие. «Вход для них свободный, – добавляет Наталья Галеутдинова, – ведь для многих это редкая возможность попасть в музей».
Стань исследователем,
а не экскурсантом
Каждому учителю знакомо чувство разочарования, когда прекрасно вроде бы подготовленный урок оставляет детей равнодушными. Ты им и наглядные пособия, и дополнительный материал подготовил. А они… смотрят на тебя как сквозь стекло аквариума. В большом серьезном музее такой эффект тоже возможен: экспонаты отделены самым настоящим стеклом, вокруг другие посетители, незнакомое помещение, приходится слушать стоя, а не сидя. Как преодолеть чувство отстраненности? Способ придумали в Дарвиновском музее десять лет назад. Это гид-путеводитель, который позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. О нем рассказывает Елена Дубровская: «Гид-путеводитель позволяет самостоятельно, без экскурсовода, работать с экспозицией. Он представляет собой брошюру с интересными заданиями, вопросами, тестами. Всего в музее их сейчас используется 34: по разным темам, маршрутам, разделам экспозиции. Дошкольникам и младшим школьникам предлагается дорисовать, соединить стрелками, раскрасить фигурки. Для ребят более старшего возраста разработаны такие задания, которые охотно используют учителя, приводя в музей целые классы.
Праздник вместо нафталина
В советское время прижилась поговорка «как в музее» – это значило скучно, нафталинно, безжизненно. В памяти застрял еще один стереотип: руками не трогать. Сейчас стали появляться музеи, где понимают важность эмоционального воздействия на посетителей. Открываются экспозиции, где специально изготовленные экспонаты можно трогать руками! И все эти роскошные затеи предназначены в первую очередь для школьников. Конечно, карнавал или занятия изостудии можно провести и в школе. Но где уместнее пригласить незнакомку на та-
нец – в изученном до последней половицы актовом зале или в старинном особняке? Или незабываемая возможность рисовать в здании Инженерного замка, которую предоставляет ребятам Русский музей. Это дает ощущение того, что кусочек твоей жизни по-настоящему прожит в музее. Прожит, а не проведен на скучной, обязательной экскурсии.
МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ
На этих сайтах вы найдете
информацию о том, какие
удивительные музеи есть в нашей стране, узнаете график работы интересующего вас музея, получите представление
об экспозиции, о том, какие программы он предлагает для школьников, сможете связаться с сотрудниками,
получить необходимую консультацию, заказать экскурсию
для своего класса.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|