Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
кандидат педагогических наук

Обсуждая открытый урок...

...постараемся сделать его не предметом оценки, а поводом для разговор

Вторая четверть – самое подходящее время для работы школьных методических объединений. Уже закончилась сентябрьская суета, а до предэкзаменационной гонки еще далеко.
У педагогов есть возможность посмотреть, как работают коллеги, узнать наконец, что же происходит в соседнем кабинете, спокойно обсудить эффективность тех или иных подходов к преподаванию.
Одна из самых распространенных форм методической работы в школе – посещение уроков. Но отношение к открытым урокам у учителей далеко не однозначное: для одних они всегда остаются большой проблемой, для других это неоценимая возможность для понимания своей педагогической позиции.

Вопросы

Посещая уроки друг друга, важно прежде всего понять, какие вопросы могут привести к настоящему разговору о педагогике, о методах преподавания, а какие лишь замкнут учителя.
Первую группу вопросов, относящихся к тому, что было увидено, можно объединить как «целевые». Они начинаются обычно со слов «зачем», «почему», и ответы на них открывают не только цели и задачи учителя, который вел урок, но и его ценностные педагогические ориентиры. Это очень важный момент для всех присутствующих на такой беседе: осознать и сформулировать свои ценности и цели очень сложно. Например, вы замечаете, что учитель третьего класса, вызвав к доске ребенка читать вслух, вдруг подходит к нему и начинает читать текст вместе с ним, после чего ставит ему хорошую отметку. Почему он это сделал? Вопрос заставит задуматься не только того, кому он задается, но и самого спрашивающего: «А я делаю так? В каких случаях? А если бы...» С этого вопроса может начаться разговор о том, что ценно для педагога: четкий ответ или развитие желания читать, в том числе и вслух.
Прояснив целевые и ценностные установки педагога, проведшего открытый урок, можно переходить к вопросам на понимание смысла происходившего, назовем эти вопросы «методическими»: «Как вы достигаете этой цели? Все ли приемы были показаны? Какие методы еще используете?» Эти вопросы позволят гостям лучше понять контекст урока в рамках всего учебного цикла, а учителю – классифицировать собственные методы преподавания, сформулировать их лаконично, точно.

Суждения

Чаще всего разговор, начавшийся с такого рода вопросов, затягивается надолго. Дело в том, что он становится интересным для всех участников: в ходе беседы они анализируют и развивают собственные педагогические позиции, ищут доводы в их защиту. Конечно, можно ограничиться только дискуссией. Даже если не все вопросы заданы и не все ответы показались абсолютно логичными – не беда. Работа мысли продолжится и вне стен школы, общение с коллегами в любом случае станет более продуктивным.
Однако многие учителя хотят услышать мнения коллег об уроке, получить их словесную оценку. Если учителю действительно это важно (можно спросить его, хочет ли он услышать мнения об уроке или удовлетворится прошедшим разговором по вопросам), суждения должны быть высказаны. И здесь тоже есть свои правила.
Характеристики урока как «хорошего», «интересного», «правильного» и т.п. – это фактически уход от высказывания настоящего мнения. Нельзя забывать, что учитель прожил каждую минуту проведенного занятия и при подготовке урока, и при его проведении. Для него эта работа значима, важна, он ждет вашей реакции на конкретные моменты, на его собственные действия и действия учеников.
Чтобы сказать на итоговом обсуждении хоть несколько серьезных слов об уроке, нужно во время посещения фиксировать для себя нюансы происходящего и говорить в результате не «об уроке вообще», а о некоторых его тонкостях. А еще нужно показать, что ответы педагога на ваши предыдущие вопросы были услышаны. Например: «Я заметил, как вы отреагировали на слова Саши К. и перевели разговор на новую тему, сумели вовлечь его в более сильную группу, чтобы он чувствовал себя комфортнее». Суждения должны быть описывающими процесс и ваше отношение к нему, а не оценочными.

Как закончить обсуждение

Благодаря друг друга за возможность общения, разговора на серьезную для педагога тему, не будем забывать, что в ходе этой работы нет тех, кто учится, и тех, кто учит. Хорошо проведенное обсуждение открытого урока – редкая возможность для развития педагогического мастерства каждого его участника.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru