Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Что в «тарелке»?

Цифровые каналы связи школа скоро получит.
Очередь – за цифровыми образовательными ресурсами

К концу 2007 года планируется подключить к интернету около 50 тысяч российских школ. Из федерального бюджета на это будет выделено около трех миллиардов рублей. Кроме того, на весь 2007 год «интернетизированные» школы получат бесплатный трафик.
Проводить интернет в школы начали уже сейчас.
Однако специалистов волнуют не столько количественные, сколько качественные показатели использования интернета в учебном процессе. Эта тема стала главной на конференции «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2006»), прошедшей в Москве.
Конференция проходила на нескольких площадках одновременно. На пленарных заседаниях обсуждались общие проблемы информатизации, на «круглых столах» – ее частные аспекты.

– Масштабы и темпы информатизации сопоставимы с ленинским ГОЭЛРО, – заявил на пленарном заседании представитель Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Владимир Кашицин.
По его словам, начиная с сентября этого года каждый день доступ в интернет получают примерно 400 школ в разных регионах. До конца нынешнего года общее число подключенных школ должно составить 18 тысяч. В следующем году – 30 тысяч.
– Нам приходится сталкиваться с организационными и техническими сложностями, связанными с особенностями того или иного региона, – отметил Кашицин. – Где-то интернет подключается через наземные каналы связи. Там, где это невозможно, устанавливают спутниковые тарелки. Таким образом достигается главная цель проекта – выравнивание возможностей разных школ.
Впрочем, вопросы из зала показали, что учителей беспокоит отнюдь не компьютерная оснащенность школ. Общее мнение педагогов таково: «тарелок понаставили», а качественных сдвигов в образовании благодаря этому не произошло.
Сегодня в Сети действуют 17 образовательных порталов, созданных «под информатизацию». Однако, как выяснилось на конференции, качеством информации на порталах учителя недовольны.
– Электронные учебники и программы должны быть не менее привлекательными для подростков, чем современные телешоу, – высказался педагог из Новосбирска Александр Рожковский.
Правда, достигнуть этой цели не так просто: опыт российских разработчиков в этой сфере еще невелик. В профессиональной среде пока даже не прижился термин «цифровые образовательные ресурсы», сокращенно ЦОР.
Их разработка велась в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)». Сегодня она продолжается в ходе реализации проекта информатизации образования, который стартовал полтора года назад под эгидой НФПК.
– Перед нами стоит задача создать Единую национальную коллекцию ЦОР, доступ к которой возможен как через интернет (www.school-collection.edu.ru/catalog/), так на CD и DVD, – пояснила специалист НФПК Светлана Авдеева.
По ее словам, коллекция включает в себя учебники, методические пособия по всем предметам с 1-го по 11 класс общеобразовательной школы, а также различный иллюстративный материал, мультимедийные комплексы – например, собрание шедевров мировой классической музыки и живописи.
К лету 2008 года Единая национальная коллекция будет насчитывать 150 тысяч ЦОР в открытом доступе. На сегодняшний день этот показатель достигает 8,5 тысячи.
– Учебные материалы разрабатываются на конкурсной основе, главное внимание уделяется созданию инновационных учебно-методических комплексов, электронных словарей, справочников, энциклопедий, – подчеркнула Авдеева.
Однако, как выяснилось, и здесь проблемы не исчерпываются созданием собственно коллекции ЦОР. Тестирование четырех с половиной тысяч девятиклассников, проведенное НПФК, показало, что работать с информационными технологиями умеют только 47% школьников. На очереди – тестирование учителей, где этот процент может оказаться еще ниже.
– Какие бы усилия ни предпринимало государство, они пропадут впустую, если не будут поддержаны на уровне каждого региона, школы, класса, учителя, – заявил председатель оргкомитета конференции Борис Киселев.
…И все-таки конференция показала, что, несмотря на все недостатки и проблемы, проект подключения школ к интернету оценивается педагогическим сообществом позитивно. Главным же упущением специалисты считают то, что за бортом информатизации оказались ПТУ и ссузы. Их не подключают к интернету, для них не разрабатываются цифровые образовательные ресурсы. Все это отрицательно скажется на качестве подготовки кадров и на перспективах развития этих уровней профессионального образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru