Первая тетрадь
политика образования
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Что в «тарелке»?
Цифровые каналы связи школа
скоро получит.
Очередь – за цифровыми образовательными
ресурсами
К концу 2007 года планируется подключить к
интернету около 50 тысяч российских школ. Из
федерального бюджета на это будет выделено около
трех миллиардов рублей. Кроме того, на весь 2007 год
«интернетизированные» школы получат бесплатный
трафик.
Проводить интернет в школы начали уже сейчас.
Однако специалистов волнуют не столько
количественные, сколько качественные показатели
использования интернета в учебном процессе. Эта
тема стала главной на конференции
«Информационные технологии в образовании»
(«ИТО-2006»), прошедшей в Москве.
Конференция проходила на нескольких площадках
одновременно. На пленарных заседаниях
обсуждались общие проблемы информатизации, на
«круглых столах» – ее частные аспекты.
– Масштабы и темпы информатизации сопоставимы
с ленинским ГОЭЛРО, – заявил на пленарном
заседании представитель Национального фонда
подготовки кадров (НФПК) Владимир Кашицин.
По его словам, начиная с сентября этого года
каждый день доступ в интернет получают примерно
400 школ в разных регионах. До конца нынешнего года
общее число подключенных школ должно составить 18
тысяч. В следующем году – 30 тысяч.
– Нам приходится сталкиваться с
организационными и техническими сложностями,
связанными с особенностями того или иного
региона, – отметил Кашицин. – Где-то интернет
подключается через наземные каналы связи. Там,
где это невозможно, устанавливают спутниковые
тарелки. Таким образом достигается главная цель
проекта – выравнивание возможностей разных
школ.
Впрочем, вопросы из зала показали, что учителей
беспокоит отнюдь не компьютерная оснащенность
школ. Общее мнение педагогов таково: «тарелок
понаставили», а качественных сдвигов в
образовании благодаря этому не произошло.
Сегодня в Сети действуют 17 образовательных
порталов, созданных «под информатизацию».
Однако, как выяснилось на конференции, качеством
информации на порталах учителя недовольны.
– Электронные учебники и программы должны быть
не менее привлекательными для подростков, чем
современные телешоу, – высказался педагог из
Новосбирска Александр Рожковский.
Правда, достигнуть этой цели не так просто: опыт
российских разработчиков в этой сфере еще
невелик. В профессиональной среде пока даже не
прижился термин «цифровые образовательные
ресурсы», сокращенно ЦОР.
Их разработка велась в рамках федеральной
целевой программы «Развитие единой
образовательной информационной среды (2001–2005
годы)». Сегодня она продолжается в ходе
реализации проекта информатизации образования,
который стартовал полтора года назад под эгидой
НФПК.
– Перед нами стоит задача создать Единую
национальную коллекцию ЦОР, доступ к которой
возможен как через интернет (www.school-collection.edu.ru/catalog/),
так на CD и DVD, – пояснила специалист НФПК Светлана
Авдеева.
По ее словам, коллекция включает в себя учебники,
методические пособия по всем предметам с 1-го по 11
класс общеобразовательной школы, а также
различный иллюстративный материал,
мультимедийные комплексы – например, собрание
шедевров мировой классической музыки и живописи.
К лету 2008 года Единая национальная коллекция
будет насчитывать 150 тысяч ЦОР в открытом
доступе. На сегодняшний день этот показатель
достигает 8,5 тысячи.
– Учебные материалы разрабатываются на
конкурсной основе, главное внимание уделяется
созданию инновационных учебно-методических
комплексов, электронных словарей, справочников,
энциклопедий, – подчеркнула Авдеева.
Однако, как выяснилось, и здесь проблемы не
исчерпываются созданием собственно коллекции
ЦОР. Тестирование четырех с половиной тысяч
девятиклассников, проведенное НПФК, показало,
что работать с информационными технологиями
умеют только 47% школьников. На очереди –
тестирование учителей, где этот процент может
оказаться еще ниже.
– Какие бы усилия ни предпринимало государство,
они пропадут впустую, если не будут поддержаны на
уровне каждого региона, школы, класса, учителя, –
заявил председатель оргкомитета конференции Борис
Киселев.
…И все-таки конференция показала, что, несмотря
на все недостатки и проблемы, проект подключения
школ к интернету оценивается педагогическим
сообществом позитивно. Главным же упущением
специалисты считают то, что за бортом
информатизации оказались ПТУ и ссузы. Их не
подключают к интернету, для них не
разрабатываются цифровые образовательные
ресурсы. Все это отрицательно скажется на
качестве подготовки кадров и на перспективах
развития этих уровней профессионального
образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|