Первая тетрадь
политика образования
|
СОБЫТИЯ. ФАКТЫ.
ТЕНДЕНЦИИ
Федеральный контроль и
региональный надзор
Система проверки качества
образования станет двухступенчатой
В Госдуме готовится ко второму чтению
законопроект о создании государственной системы
контроля и надзора в сфере образования. Этот
документ должен четко разграничить компетенции
федеральных и региональных проверяющих органов,
а также изменить процедуры аттестации,
аккредитации и лицензирования учебных
заведений.
Проверяющих органов станет больше
Согласно законопроекту федеральное ведомство
будет отвечать за качество высшего,
послевузовского и дополнительного
профессионального образования. Под контролем
Рособрнадзора останется 8730 образовательных
учреждений. Это 1300 вузов и 2200 их филиалов, 1600
ссузов и 700 ПТУ, 350 институтов и центров
профессиональной переподготовки и повышения
квалификации, 1100 научных организаций,
реализующих программы послевузовского
профессионального образования.
Законопроект предполагает, что каждый из
субъектов РФ обзаведется собственной надзорной
службой. В компетенции этих служб окажутся
детские сады, школы, техникумы и ПТУ (за
исключением находящихся в федеральном
подчинении).
Ответственность вузов за филиалы усилится
Изменения коснутся и непосредственно
контрольных процедур, в первую очередь –
лицензирования. Если раньше при выдаче лицензии
учитывались только формальные показатели –
наличие площадей, кадров и т.д., то теперь «в
зачет» пойдет и содержание образовательных
программ. Ужесточится и наказание. Если в
определенный срок замечания инспекторов по
лицензионным нормативам не будут выполнены,
школа, ПТУ или вуз лишатся лицензии. Причем в
случае прекращения деятельности
образовательного учреждения учредитель будет
обязан обеспечить перевод учащихся в другое
образовательное учреждение соответствующего
типа и профиля.
Также законопроект многократно увеличивает
ответственность вуза за созданные им филиалы.
Подробные сведения о
них – от наименования и места нахождения до
перечня образовательных программ – теперь нужно
будет указывать в лицензии на право
образовательной деятельности, которую получает
вуз.
Но это не самое главное. Теперь показатели
деятельности филиалов будут учитываться при
аккредитации вузов. И если работа филиалов будет
признана неудовлетворительной, вуз получит
свидетельство о государственной аккредитации не
на пять лет, а на меньший срок.
Ректоров обяжут поддерживать науку
Примечательно, что ректоры вузов ужесточение
требований к филиалам приветствуют. По крайней
мере на коллегии Рособрнадзора, куда впервые
пригласили журналистов, они высказывались
именно так.
– Высокий уровень требований стимулирует
дисциплину и заставляет нас лучше работать, –
заявил ректор Российского нового университета
(РОСНОУ), председатель Совета Ассоциации
негосударственных вузов Владимир Зернов.
– Негосударственные вузы гораздо жестче
относятся к своим коллегам, – прокомментировал
руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов. –
Паршивая овца все стадо портит и бросает тень на
репутацию частного образования в целом.
Впрочем, у ректоров государственных вузов тоже
есть причины «лучше работать». Правда, другого
порядка.
– Аккредитация – это важнейший экзамен, от
которого зависят и финансирование, и отношение
работодателей, – объяснил ректор
Государственного университета нефти и газа
имени Губкина Альберт Владимиров.
В настоящее время на каждом заседании коллегии
Рособрнадзора рассматривается от 150 до 400
заявлений образовательных учреждений, по
которым принимается от 6 до 18% отрицательных
решений.
Наиболее типичными причинами отказа в
государственной аккредитации являются
невыполнение лицензионных требований, нарушение
образовательных стандартов, недостаточные
знания студентов, несоответствие другим
критериям, набор которых в последнее время
подвергся существенной ревизии.
Например, с 1 января текущего года значительно
повышены требования к оценке объемов
проведенных вузом научно-исследовательских
работ. Для университетов этот показатель
составляет не менее 10 млн рублей в год, для
академий – не менее 5 млн рублей.
Кроме того, при аттестации вузов теперь
учитываются такие факторы, как использование
инновационных методов обучения и обеспеченность
образовательных программ учебно-методическими
комплексами, а также воспитательная работа со
студентами.
Число филиалов будет расти
По данным Рособрнадзора, около 150 филиалов
вузов, в том числе государственных, в
установленные законодательством сроки не прошли
процедуру аттестации, но несмотря на это
продолжали выдавать выпускникам документы
государственного образца.
На вопрос журналистов о том, почему филиалы вузов
в регионах растут как грибы, а качество
образования в них падает, заместитель
руководителя Рособрнадзора Елена Геворкян
ответила:
– Если филиал соответствует всем лицензионным
нормативам, то Рособрнадзор не вправе запретить
его открытие, даже если он 201-й по счету.
Анализируя причины массового распространения
филиалов, ректоры вузов говорили о том, что
открытие таких учебных заведений – это попытка
приблизить образовательные услуги к потребителю
и дать возможность жителям провинции получить
диплом столичного вуза. Целевой прием эту
проблему решает лишь отчасти: ребята с периферии,
получившие направления в вузы Москвы и
Санкт-Петербурга, по окончании учебы в
большинстве своем оседают в мегаполисах, в то
время как малые города остро нуждаются в
квалифицированных специалистах. Впрочем,
перспектива подготовки конкурентоспособных
кадров в филиалах пока еще у многих вызывает
сомнения.
В заключение стоит заметить, что несмотря на
имеющиеся проблемы, основные направления оценки
качества образования в России все-таки
соответствуют международным стандартам,
разработанным Европейской ассоциацией гарантии
качества – ENQA.
Подтверждением этого чиновники Рособрнадзора
считают тот факт, что подведомственная ему
организация – Национальное аккредитационное
агентство в сфере образования – в мае нынешнего
года была принята в члены этой европейской сети.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|