Третья тетрадь
детный мир |
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА
Наказание за вредность
Младшие школьники
уже способны усвоить
границы собственности.
Но осознать тяжесть вины
за их нарушение пока не могут
Основатель детской психологии Жан Пиаже выделял два типа детского морального сознания. В раннем возрасте, примерно до 10 лет, формируется мораль, основанная на авторитете взрослых: правила, установленные родителями, признаются ребенком без обсуждений. Конечно, он частенько их нарушает, но знает, что поступает плохо, и не подвергает сомнению обоснованность требований старших, считает их справедливыми.
Дошкольники и младшие школьники оценивают тяжесть проступка по ценности украденного. Если голодный ребенок своровал хлеб и то же самое из вредности совершил сытый, дети в эксперименте психолога называли более виновным того, кто украл булку подороже. Потому что еще не способны оценивать субъективные факторы.
Детям свойственна и другая особенность, которую Пиаже называл «природной» моралью. Проявляется она так. Когда детям предлагают обсудить ситуацию: мальчик не устоял перед искушением и стащил яблоко, а убегая, поскользнулся и упал в лужу, – большинство из них в этой гипотетической истории видят причинно-следственную связь между проступком и падением. Мол, он потому упал, что воровал. То есть, по их мнению, сам порядок вещей наказал воришку за нехороший поступок.
После 10 лет у ребенка складывается иная форма морального сознания. В предподростковом возрасте ребенок начинает обсуждать установленные нормы и ставить вопрос о том, целесообразны ли они. На этом этапе он стремится стать действующим лицом морального регламентирования, вступает в период нравственных экспериментов. Сомнению может подвергнуться и категорический запрет на воровство и ложь. И чем больше было в родительских запретах излишнего принуждения и мелочной регламентации, тем опаснее последствия.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|